Амирани
В грузинской мифологии герой. Главный персонаж эпоса «Амираниани». Сказания об А. Зафиксированы в Грузии повсеместно, на всех диалектах грузинского языка, что свидетельствует о формировании образа на ранней стадии этногенеза грузинского народа (варианты записаны также и у родственных грузинам народов Кавказа). Образ А. Прослеживается в археологических памятниках, которые датируются 3-м тыс. До н. Э. (бронзовый пояс из Мцхеты, Казбегский клад, Триалетский серебряный кубок). А. Рождён богиней охоты Дали от смертного безымянного охотника (абхазский вариант рождения А. В результате непорочного зачатия, вероятно, восходит к эпохе матриархата. В некоторых более поздних вариантах отцом А. Называется кузнец или крестьянин). Преждевременно рождённый А.
Дозревал в желудке быка (тёлки). Божественное происхождение А. Отмечено изображением луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела были золотыми. А. Огромного роста, глаза у него с сито, он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. А. Наделён неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью, с какой летит вниз с горы бревно. Он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает его (хотя он и не может тягаться силой и ростом с Амбри). Чаще всего сила А. Приписывается магическому благословению крёстного отца (несомненно, мотив крещения уже после распространения христианства вытеснил более древний мотив инициации), но иногда связывается с омовением А. В воде волшебного родника, владыкой которого является Игри-батони.
В подвигах А. (борьба с дэвами, вешапи), которые он совершает вместе со своими «побратимами» Бадри и Усипи, отчётливо видна связь с космогоническими мотивами. Вешапи проглатывает А., но последний, разрезав его чрево, выходит вовне обновлённым. При этом А. Вставляет в разрез рёбер вешапи плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться из чрева. А. Похищает небесную деву Камари, вероятно, олицетворяющую небесный огонь и живущую в заморской стране или башне, висящей над пучиной моря, одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и грозовых туч. А. Обучает людей кузнечному делу. Он сам первоклассный кузнец, умеющий ковать мечи (тяжёлый меч - непременный атрибут А.). В образе А. Проявляются и другие черты культурного героя.
В западно-грузинском и абхазском вариантах он уничтожает вредные растения.За богоборчество А. Прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная А. Собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной недели (в тушетском варианте - в ночь под Рождество) приставленные богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается, и можно увидеть А.С распространением христианства А. Приобретает характер героя-мученика и в этом качестве соперничает с Иисусом Христом, Георгием, Илиёй и др.Сказания об А. Получили отражение и развитие в средневековой грузинской литературе, в частности в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».А.
Типологически близок Прометею и Абрскилу.Лит. Чиковани М. Я., Народный грузинский эпос о Прикованном Амирани, [пер. С груз.], М., 1966. Вирсаладзе Е. В., Грузинский охотничий миф и поэзия, М., 1976;Нуцубидзе Ш. И., История грузинской философии, Тб., 1960.М. Я. Чиковани.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Амирани
На нашем сайте Вы найдете значение "Амирани" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амирани, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа