Асуры

164

(др.-инд. Asura, букв. «обладающий жизненной силой»), в ведийской и индуистской мифологии. 1) класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» А. Могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.], и (редко) небесные демоны - противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под А. Понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей - АВ VIII 6, 5). Ср. «Каушикасутра» (87, 16. 88, 1), тогда как боги называются исключительно дева (deva-). В упанишадах боги также - сура (sura-), откуда толкование имени А. Как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление А. Богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об А.

Как высшем классе демонов, противостоящем богам.Боги побеждают А. (РВ Х 157, 4). Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют А. (X 53, 4). К Брихаспати. Обращаются с мольбой сокрушить А. (II 30, 4). Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру (X 138, 3), Варчина (VII 99, 5. Вместе с Вишну), поэтому Индру (иногда и Агни, солнце) называют асурахан («убийца А.»). После гибели А. Идут в царство Варуны. В эпоху брахман А., связанные с тьмой и ночью (Шат.-бр. II 4, 2, 5. Тайтт.-самх. I б, 9, 2), окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют А.В качестве создателя А. Обычно называют Праджапати (или Брахму - в более поздних вариантах).

А. Возникли из его ожившего дыхания («Тайттирия-брахмана». В другой версии этого же текста из брюшной полости). Из нижнего дыхания («Шатапатха-брахмана»), из капель («Тайттирия-Араньяка». Вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати (« Вишну-пурана», «Ваю-пурана») и т. Д. Весь состав А. Не поддаётся точному определению, но часто под А. Понимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы. С А. Связан ряд мифологических сюжетов. А. Рождены Брахмой, они - старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей. На небе у них было три града - железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец А. И их наставник - Ушанас, сын Бхригу. Их царь - Хираньякашипу. А. Возгордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них.

Индра сокрушил их в битвах, а Рудра испепелил три града А. И низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства А. И возвращает его богам. Многочисленны войны богов с А. Индра поражает А. Шамбару, Намучи, Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны. Боги во главе с Индрой и Рудрой освобождают Тару от Сомы, которому помогают А. Во главе с Ушанасом. Индра поражает Вритру и т. П. А. Вместе с богами участвуют в пахтанье океана. Боги похищают амриту (лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной). А. Вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана. Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и утверждает землю посреди океана.

Асура Хираньякашипу заточает в темницу своего сына Прохладу, почитавшего Вишну. Вишну в образе получеловека-полульва является царю А., поражает его и освобождает Прахладу. Вишну в облике карлика приходит к Бали-царю А. И помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках А. Асуры участвуют и во многих других сюжетах (сказания о Яяти, о Сундеи его брате Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асур Трипуры, о Раване, о том, как Агастья покарал Илвалу, царя А., и т. П.). Соотношение А. И дева находит параллель в др.-ираи. Ahura-:daeva- с той разницей, что у иранцев слово ahura (см. Ахуры) обозначало богов, daeva (см. Дэвы) - демонов.Лит. Kuiper F. В. J., The Basic Concept of Vedic Religion, «History of Religions», 1975, v.

16, p. 107-20.В. Н. Топоров. 2) В буддийской мифологии А. (санскр. И пали asura, «не бог») существа, образующие один из шести разделов сансары. А. Жили когда-то как боги в небе Траястринса (см. Девалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. А. Обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между А. И богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях А., но плоды созревают в небесах. В мифологии ваджраяны А. Символизируют зависть.л. М.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Асуры

АСУРЫ - в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов.. ..

Асуры

АСУРЫ (самоназвание асура, асур) - народность общей численностью 5 тыс. Чел., проживающий на территории Индии. Язык - асури. Религиозная принадлежность верующих. Традиционные верования.. ..

Асуры

В индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов.. ..

Асуры

— в индуистской мифологии могучие соперники богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов.. ..

Асуры

..

Астрея

(Astraea, Αστραία). Прозвище богини справедливости Дики, дочери Зевса и Фемиды. Под этим именем она жила на земле в золотой век.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Астхик

(«звёздочка»), в армянской мифологии богиня плотской любви и воды, возлюбленная Вахагна. Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Вахагна». Возможно, первоначально А. И Анахит - два имени одной и той же богини плодородия, любви и воды.Имя А. Восходит к символу богини - планете Венера. В дальнейшем Анахит и А. Стали самостоятельными божествами. Согласно мифам, А., необычайная красавица, каждую ночь купалась в Евфрате там, где он течёт по узкому ..

Асхаб Ал-кахф

(Ashâb al-Kahf, «те, кто в пещере»), в мусульманской мифологии молодые люди, спрятавшиеся вместе с собакой в пещере, чтобы уберечь свою веру в единого бога во время преследований. Эпизоды, посвящённые А. А.-к., изложены в Коране, в суре «Пещера». Согласно Корану, молодые люди обратились к аллаху с просьбой смилостивиться над ними и направить на верный путь. Аллах услышал просьбу и усыпил их на 309 лет, которые показались им как «день или часть дня». Очнувшись, А. А.-к. Послали одного купить проп..

Асхаб Ал-ухдуд

(Ashâb al-Ukhdud), в мусульманской мифологии «те, кто у рва». В Коране говорится. «Убиты будут те, кто у рва, у огня, обладающего искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими» (85:4-7). Мусульманская традиция видит в этом тексте описание праведников, сжигаемых в огне, восходящее в конечном счёте к библейскому мотиву (ср. Дан. 3). Коранический сюжет связывается также с казнью йеменским царём-иудеем Зу Нувасом христиан города Наджрана (ок. 518), когда последних якобы сжига..

Дополнительный поиск Асуры Асуры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Асуры" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Асуры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа