Афрасиаб

114

1) в иранской мифологии (на фарси) предводитель туранцев, злейших врагов веры Заратуштры, ведших непрерывные войны с иранцами. В «Авесте» А., именуемый Франграсйаном, вознамерился похитить царственный нимб (хварно, фарн), опустившийся на дно озера Ворукаша, и просит Ардвисуру Анахиту помочь ему. Но та отказывает в его просьбе («Яшт» V). Сняв одежды, он трижды ныряет в озеро, чтобы поймать хварно, но безуспешно (XIX).По более поздним преданиям (особенно в «Шахнаме»), А„ сын Пашанга, происходит из рода Тура, который коварно убил родоначальника оседлых иранцев Эраджа и был за это убит внуком Эраджа Манучехром. Это послужило поводом к началу войны туранцев против иранцев. С воцарением в Иране легендарной династии Кейянчдов борьбу кочевников-туранцев возглавляет А.- злой царь-колдун, выступающий как мститель за погибшего Тура.

Устроив разбойный налёт на Иран, А. Убивает одного из царей (предшественников династии Кейянидов) Навзара (в «Авесте» - Наотар) и пленит иранских богатырей. Их спасают из плена с помощью добродетельного брата А.- Агрераса (в «Авесте» - Агрэрата), за что А. Казнит его. Иранцам удаётся изгнать войска А. И установить временный мир, но борьба продолжается и далее из-за коварства А. Со стороны иранцев эту борьбу возглавляет Рустам, сам ставший жертвой коварства А. Охотясь во владениях вассала А.- саманганского царя, Рустам влюбляется в его дочь, у которой от Рустама после его отъезда рождается прекрасный богатырь Сухраб. После достижения совершеннолетия Сухраб начинает служить А. Скрыв от Сухраба имя его отца, А. Посылает его на единоборство с Рустамом, и Сухраб гибнет от руки отца, опознавшего его слишком поздно.

Подобная же судьба постигает и сына иранского шаха Сиявуша, рождённого от дочери другого брата А.- злодея Гарсиваза. Оскорблённый отцом, Сиявуш уезжает к А. Тот встречает его сначала ласково, выдаёт за него свою дочь Фарангис и поручает управление подвассальной областью, но затем коварно, с помощью подосланного убийцы уничтожает его. Это служит поводом к новой войне с иранцами, мстящими за гибель Сиявуша. Сын Сиявуша, праведный шах Ирана Кай Хусроу, вместе с Рустамом доводит эту войну до победного конца. А. Пытается скрыться после поражения в водах озера Зарра, но выходит на крики своего брата Гарсиваза, которого избивают иранцы. Отшельник Хумамм убивает А. Добродетельный Кай Хусроу освобождает из плена сына А.

Джахну, передаёт ему трон отца и устанавливает мир между Ираном и Тураном.В текстах 10 в. (М. Нершахи, История Бухары, рус. Пер. 1897) А. Выступает чародеем, который принадлежит к потомству царя Нуха (библейского Ноя) и живёт две тысячи лет. А. Убивает своего зятя Сиявуша. В течение двух лет А., обосновавшийся в укреплённом селении Рамтин (современный Рамитан, близ Бухары), выдерживает осаду войск Кая Хусроу, сына Сиявуша (пришедшего с большим войском, чтобы отомстить за убийство своего отца). Но Кай Хусроу овладевает Рамтином и убивает А. Миф о борьбе предводителя туранцев А. Против иранцев отражает реально-исторические набеги кочевых иранских (а позже тюркских) племён на поселения иранских земледельческих общин. И.

С. Брагинский.2) В мифологии турок, азербайджанцев, узбеков, туркмен А.- персонаж иранского происхождения, прародитель тюркоязычных народов, царь тюрок, богатырь, предводитель тюркских племён, совершавший завоевательные набеги на соседей. Образ А. Вобрал в себя черты ряда аналогичных персонажей мифологии тюрок (в частности, родоначальника тюрок Алп-Эр-Тонга, почитавшегося вплоть до 11 в.). От А. Вели своё происхождение Караханиды и Сельджукиды. В ряде средневековых источников приводится миф о попытке А. Избежать смерти. Один из его вариантов повествует, что А. Построил крепость с высокими стальными стенами, замуровав все щели и входы в неё. На стальных балках были подвешены искусственные солнце, звёзды и луна. А. Принёс жертвы богине красоты и могущества Ардвисуре Анахите, надеясь, что она одарит его бессмертием.

Но однажды, гуляя в своём искусственно освещённом саду, А. Всё же увидел ангела смерти в образе человека с тёмной кожей и злым лицом, и смерть настигла его.Лит. Короглы X., Огузский героический эпос, М., 1976, с. 90-95.в. Б.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Афрасиаб

городище домонгольского Самарканда (Мараканда у античных авторов, центр Согда), расположенное на окраине Самарканда Узбекской ССР. Раскопки ведутся (с перерывами) с 1874. Установлено, что жизнь на А. Протекала почти непрерывно с 6 в. До н. Э. Вплоть до разрушения монголами в 1220. Городище состоит из цитадели, внутреннего города и предместья. Вскрыты жилые и ремесленные кварталы, мечеть, остатки дворца 7—8 вв., в котором в 1965 открыта многоцветная настенная роспись. Из многочисленных находок в..

Афрасиаб

АФРАСИАБ - городище - развалины Самарканда 6 в. До н. Э. - 13 в. Н. Э. (Узбекистан). Укрепления, мечети, остатки фресок и др.. ..

Афрасиаб

Городище - развалины Самарканда 6 в. До н. Э. - 13 в. Н. Э. (Узбекистан). Укрепления, мечети, остатки фресок и др.. ..

Афрасиаб

Название руин домонгольского Самарканда (Мараканда у антич. Авторов), городища площ. 219 га на сев. Окраине Самарканда, Узб. ССР. Изучение А. Началось с 1874. Науч. Раскопки производились с 1885 Н. И. Веселовским, в 1904 В. В. Бартольдом и в период 1905-31 В. Л. Вяткиным. В 1945-48 на А. Проводил раскопки А. И. Тереножкин, давший подробную стратиграфию этого многослойного городища, а с 1958 - В. А. Шишкин.Жизнь в городе протекала почти непрерывно с 6 в. До н. Э. До 13 в. Н. Э. С древнего времени..

Афины

(Athenae, αὶ Αθη̃ναι). Главный город Аттики и величайший город всей древней Греции. Древнейшая часть города сначала называлась Кекропией. Так как, по преданию, была построена Кекропсом, первым царем Аттики. Впоследствии это место названо было Акрополем, т. Е. Кремлем, так как оно находилось на скале среди города. Площадь Акрополя была покрыта прекрасными храмами и статуями. Из храмов самым великолепным являлся Парфенон, посвященный Афине-Девственнице (Πάρθενος), от которой город и получил свое ..

Афраний

(Afranius).1) Римский комический писатель, процветавший примерно за 100 лет до Р.Х.2) Консул, достигший этого положения при помощи Помпея в 60 г. До Р.Х.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Африканских Народов Мифология

Комплекс мифологических представлений, распространённых у народов, населяющих Африканский континент к югу от Сахары. Типы различных систем А. Н. М. Определяют главным образом по типу или характеру центрального персонажа, вокруг которого циклизуются мифы и мифологические представления, тотемические или антропоморфные предки, обожествлённые вожди или цари, кузнецы, божества солнца, земли, громовники, духи и божества воды и др. Эти мифологические персонажи наделены функциями прародителя, демиурга, ..

Афродита

(Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита — богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиза. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя ее волшебный пояс, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний Афродиты. Обыкновенно ее сопров..

Дополнительный поиск Афрасиаб Афрасиаб

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Афрасиаб" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Афрасиаб, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа