Бися Юаньцзюнь

178

(«госпожа лазоревых облаков», иной перевод «госпожа лазоревой зари»), в китайской даосской и народной мифологии богиня - чадоподательница и покровительница детей, а также лис. Её местопребыванием считается священная гора Тайшань (провинция Шаньдун), где был особенно распространён её культ. Полный её титул - Дуньюэ Тайшань тяньсянь юйнюй бися юаньцзюнь («Восточного пика горы Тайшань небесная фея нефритовая дева госпожа лазоревой зари»), однако в фольклоре она известна больше под именем Тайшань няннян («матушка горы Тайшань»). По наиболее распространённой версии, Б. Ю. - дочь повелителя горы Тайшань. Её появление обычно сопровождается ураганным ветром и ливнем, как символом слияния неба и земли, которое даёт жизнь всему на земле, отсюда, видимо, уже и почитание Б.

Ю. Как чадоподательницы. Культ её как богини Тайшаня прослеживается с эпохи Хань (3 в. До н. Э. - 3 в. Н. Э.). По другим версиям, Б. Ю. - либо седьмая дочь Хуан-ди («Жёлтого государя»), либо фея горы Хуашань, либо обожествлённая дева или шаманка. В последней версии, возможно, отразились реликты древнейших верований.В храме Б. Ю. На горе Мяофэншань под Пекином, напр., во время моления ей махали веером (иногда железным) и били в барабан, подобно тому как это делали в древности, призывая дождь. Моления в этом храме устраивались с 1 по 15 число 4-й луны, когда на севере прорастали посевы и дождь был особенно нужен. На горе Тайшань её храм открывали 18 числа 4-й луны, так как считалось, что Б. Ю. Спит 9 месяцев в году, в этом также прослеживается древняя связь Б.

Ю. С аграрными культами.Среди легенд о Б. Ю. Древнейшая в «Бо у чжи» («Описании всех вещей») Чжан Хуа (3 в. Н. Э.). Князь Вэнь-ван (11 в. До н. Э.) во сне увидел плачущую богиню Тайшаня, которая сказала, что она выдана замуж за владыку Западного моря. Сейчас она не может вернуться на Восток, так как путь её лежит через Гуаньтань, правителем которой назначен кудесник Цзян-тайгун, и она не осмеливается пронестись там с бурей и дождём. На другой день Вэнь-ван отозвал Цзян-тайгуна. Тотчас полил ливень. Это богиня промчалась на родину.Однако в поздние эпохи Б. Ю. Была более популярна в Китае как чадоподательница (как бы даосский вариант буддийской Гуанъ-инъ). В храмах её обычно изображали матроной, сидящей на красном троне, в особом головном уборе в виде трёх птиц с распростёртыми крыльями, в чём можно предположить влияние представления о трёх птицах, служанках Си-ван-му («владычицы запада»).

По бокам от неё стоят две помощницы. Яньгуан няннян («государыня божественного зрения») с огромным глазом в руках, которая охраняет младенцев от глазных болезней, и Сун-цзы няннян («государыня, приносящая детей») с новорождённым в руках. В её окружении ещё шесть богинь - покровительниц различных периодов детства. От богини зачатия до богини, уберегающей от оспы (Доу-шэнь). В Юго-Восточном Китае, например в провинции Фуцзянь, культ В. Ю. Отчасти вытеснен, отчасти слился с местным культом Линьшуй-най («матушки из Линьшуя»), также дарующей потомство.Лит. Гу Цзе - ган, Мяофэншань (Гора Мяофэншань), Кантон, 1928. Exposition d'iconographie populaire. Images ritualles du Nouvel An, Peking, 1942, с. 226-29;Сhavannes E., Le T'Ai-chan, P., 1910.Б.

Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Бися Юаньцзюнь

БИСЯ ЮАНЬЦЗЮНЬ (кит. Госпожа лазоревых облаков) - в китайской мифологии добрая фея, живущая на г. Тайшань, хозяйка Лис. У нее просят детей и урожая.. ..

Бинн Гулбан

В мифологии ирландских кельтов Бинн Гулбан - ужасный вепрь без ушей или хвоста, первоначально родившийся человеком. Его матерью была жена Донна. Своим именем обязан местности неподалеку от Слиго, где он скитался. Его отец, Рок, наложил на него гейс, предписывающий ему убить Диармайда уа Дуибхне, и он исполнил это, когда Диармайд отправился с фианами на охоту (см. Глава 15).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Бинфэн

В древнекитайской мифологии страшное чудовище. В древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей») говорится. «Б. Водится к востоку от Усянь, обликом подобен дикому кабану, сзади и спереди у него по голове».б. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Бисямон-тэн

Одно из наиболее популярных божеств в японской буддийской мифологии. Б.-т. Почитается как один из семи богов счастья, он изображается в воинском одеянии с буддийской пагодой в одной руке и жезлом в другой. В японских народных верованиях отождествляется с синтоистскими божествами, в частности с Эномотося и Дайгёдзи. Образ Б.-т. Восходит к индуистскому богу Кубере (Вайшраване), в то время как в индийском буддизме Вайшравана утратил связь с Куберой и не играет самостоятельной роли, входя в четвёрку..

Бичура

В мифологии казанских татар и башкир (бисюра, бисура) низшие духи. У татар Б. Представлялись в образе женщины маленького роста в старинном головном уборе. Считалось, что Б. Могут поселяться в домах под полом или в банях. В отличие от ой иясе бывает не во всех домах. Иногда для Б. Отводили особую комнату, в комнате на ночь оставляли тарелку с едой (которую, как считалось, она съедает) и несколько ложек. Согласно мифам, В. Проказничает в доме (открывает в печи трубу, шумит, прячет вещи, наваливает..

Дополнительный поиск Бися Юаньцзюнь Бися Юаньцзюнь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бися Юаньцзюнь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бися Юаньцзюнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 14 символа