Бобо-дехкон

140

В мифологии узбеков, туркмен (Баба - дайхан), киргизов (Баба-дыйкан), казахов (Дикан-баба, Дикан-ата), каракалпаков (Дийхан-баба) и таджиков (Бобо-и-дехкон) покровитель земледелия. Образ доисламского происхождения, первоначально - местное божество. Обычно представлялся в виде крепкого старика (у киргизов - также птицы). В мифах имеет черты культурного героя. Согласно одному из них, Б.-д. Изобрёл первый плуг (причём одна его деталь была подсказана Б.-д. Шайтаном). По туркменскому мифу, также воспользовавшись подсказкой шайтана, Б.-д. Провёл первый оросительный канал. Т. К. Вода не шла в вырытый им арык, Б.-д. Решил выпытать у шайтана, в чём его ошибка. Нарядившись в праздничные одежды и взяв лепёшку хлеба, он с радостным видом прошёл мимо шайтана.

Не обнаружив притворства, тот сказал. «Наверно, Баба-дайхан догадался, что арык должен быть не прямым, а извилистым, как река». Так Б.-д. Сумел воспользоваться познаниями шайтана. У узбеков и таджиков крестьянин, осуществлявший первую символическую пахоту и сев, считался живым воплощением Б.-д. (деда-земледельца). С Б.-д. Связывали и большинство других сельскохозяйственных обрядов. Юго-западные туркмены посвящали Б.-д. Специальный участок земли. В кон. 19 в. Б.-д. Часто отождествлялся с Адамом.Лит. Андреев М. С. По поводу процесса образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых сказаний (рисаля), «Этнография», 1927, № 2. Сухарева О. А., К вопросу о генезисе профессиональных культов у таджиков я узбеков, в кн. Труды АН Таджикской ССР, т.

120 - Памяти М. С. Андреева, Сталинабад, 1960. Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М., 1969, с. 218-21. Мухиддин о в И., Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX - начале XX в., М., 1975, с. 91-93, 97-98, 102-108.В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Боадицея

(Boadicea). Царица иценов в Британии. Она подняла восстание против римлян, в котором было избито до 70 000 римских солдат. Наконец, Светоний Павлин нанес ей поражение, после чего она приняла яд (61 г. До Р. X.).(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Боанн

В мифологии ирландских кельтов Боанн - мать Оэнгуса, отцом которого считался Дагда. Воспитателем Оэнгуса был Мидхир. Боанн помогла Оэнгусу найти его прекрасную деву из сна (см. Глава 11). По преданию, Боанн считалась богиней вод, и ее имя легло в основу названия реки Бойн (см. Глава 5).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Бог

В славянской мифологии название божества и доли, счастья, которое оно может дать человеку (родственно названию богатства и т. П.). Противопоставляется небогу, обездоленному. Выступает в качестве второй части многих славянских названий богов. Велобог, Чернобог, Дажьбог, Стрибог.Лит. Меrig g i В., Stavocomune Bogu, в кн. Зборник за филологjу и лингвистику. Матица српска, t. 8, Нови Сад, 1966.В. И., В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Бог-охотник

Охота имела для кельтов, как и для большинства древних народов, исключительно важное значение, нередко являя собой основной источник их существования. Поэтому неудивительно, что в культуре кельтов столь видное место занимала обширная группа богов-охотников. Их нетрудно узнать по характерному вооружению, а нередко и по одежде. Так, например, бог-охотник мог изображаться с луков и колчаном стрел. Рядом с ним часто появлялась и собака. И хотя цель охоты по определению заключается в убийстве животны..

Дополнительный поиск Бобо-дехкон Бобо-дехкон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бобо-дехкон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бобо-дехкон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа