Брахма

182

(др.-инд. Brahma, основа brahman-), в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (см. Тримурти). В этой триаде Б. Как создатель вселенной противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологических сюжетах нередко нарушается. Это даёт основание предположить, что в архаических слоях эпоса Б. Совмещал все три функции. В отличие от Вишну и Шивы, В. - наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов. В. Играет важную роль в основных системах индуистского умозрения.В ведах Б. Как бог - создатель вселенной отсутствует, но эти функции отмечены у Праджапати, который в относительно поздних текстах отождествляется с Б.

(ср. «Каушика-брахману» и «Тайттирия-самхиту», упанишады, сутры). Характерно, что в эпосе за В. В числе его эпитетов-ипостасей упоминаются Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Лока-Гуру («наставник мира»), Парамештхин («высочайший») и т. П., сохраняется за ним и эпитет Праджапати («владыка сущего», «перворождённый»). Б. Изображают красным, лотосооким, с бородой, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. Б. «подобен тысяче солнц» («Араньякапарва» 194, 15 в «Махабхарате»), сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде.Согласно «Ману-смрити», пуранам, «Махабхарате» (XII), В.

Рождается в яйце, золотом зародыше, плавающем в первобытных водах. Проведя в яйце год (поэтому Б. Равен году), он силой мысли разделяет яйцо на две половинки. Из одной создаётся небо, из другой - земля. Между ними возникает воздушное пространство. Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а ещё позже - боги, жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар - холод, сухость - влага, горе - радость и т. П.). Сам В. Разделяется далее на две части - мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Всё живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Б.

Он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией абсолюта как высшего объективного начала, из оплотнения которого возник тварный мир. В этой связи Б. Противостоит индивидуализированное и субъективное начало - атман. Б. Не только создаёт мир. Его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной. Б. Живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. День Б. Равен всему сроку существования данного мира, а ночь Б. Равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего акта творения. День Б. Состоит из тысячи «больших веков» (махаюга), каждый из них равен 4 320 000 «человеческих» лет, или 12 000 «божественных» лет.

Каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи (см. Юга). Критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу. После окончания калиюги огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Б.Мифология Б. Полнее всего представлена в эпосе (где, между прочим, есть сюжеты, позволяющие говорить о тождестве Б. И Праджапати, ср. Миф о творении в «Шатапатха-брахмане» (XI) и в «Махабхарате» (XII). У Б. Рождаются силой духа сыновья - Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцестуозных отношений Б. С его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Брахмани). Другой важный мифологический сюжет связан с супругой Б.

- Савитри («Араньякапарва», «Матсья-пурана»). Создав сыновей, Б. Не получает удовлетворения и решает облегчить своё существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гаятри (носившую указанные выше женские имена, в т. Ч.- Савитри). Очарованный ею, Б. Создаёт себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть В., она отправляется на небеса, к братьям, а у Б. Возникает пятое лицо, обращённое вверх. После инцеста Шива отрубает Б. Пятую голову. В вишнуитской «Брахмавайварта-пуране» Вишну обвиняет Б. В том, что тот отказался сойтись с воспылавшей к нему страстью Мохини. После этого Вишну заставляет Б. Каяться и вызывает последовательное появление десяти-, сто- и тысячеликого Б., которые посрамляют четырёхликого Б., занимая более почётные места в небесной иерархии.

Эти сюжеты, несомненно, отражают сдержанное отношение к культу Б. Среди вишнуитов и шиваитов, занимавших первенствующее место среди адептов индуизма. Возможно, этим же объясняется слабое развитие культа Б., тесно связанного с подвижничеством и аскетизмом.Из других сюжетов с участием Б. (особенно в эпосе) заслуживают особого внимания. Рыба как воплощение Б. Спасает Ману во время потопа (Мбх. III, ср. Шат.-бр. I). Б. Порождает смерть в виде женщины. Рудра как порождение гнева Б. Повеление Б. Асуре Ушанасу и Рудре заключить мир (Вишну-пур. IV). Рождение Народы из бедра Б. Участие Б. В сюжете сказания о Сунде и Упасунде (Мбх. I). В сюжете рождения Сканды («Матсья-пурана»). Назначение Б. Хранителей мира (локапала). Участие Б. В сотворении богини Кали («Маркандейя-пурана»).

В сюжетах о Дхундхумаре, ангирасах. Раме, Раване, Гаруде, поединке Индры и Вритры, сошествии Ганги на землю, разрушении крепости асур Трипуры и т. П. Правда, чаще всего роль Б. Не специализирована. Он является, повелевает, одаривает, исполняет просьбы, даёт советы, утешает. Известен ряд мифов, где вместо Б. Выступает Вишну, иногда и Шива, которые, став центром мифологических сюжетов индуизма, сильно оттеснили Б.При оценке мифологического образа Б. Особое внимание должно быть уделено его истокам. В ведах слово brahman (в среднем роде) обозначало молитвенную формулу, словесное выражение некоего универсального принципа, позже - сам этот принцип. В «Шатапатха-брахмане» говорится, что Б. (в среднем роде) создал богов и поместил их в "этих мирах", что непосредственно повторяет мотив, позже связываемый с персонифицированным Б.

(мужской род). Таким образом, намечается генеалогия Б. - божества из абстрактного понятия, которому, возможно, предшествовало вполне конкретное - обозначение ритуального сооружения с универсальным значением (некий аналог мирового дерева и его вариантов). Именно в этом значении слово brahman- (как и связанное с ним brahman «брахман», «жрец», ср. Лат. Flamen, род жреца) имеет отчётливые индоевропейские параллели, ср. Др.-иран. Brazman-, литов. Balžienas, латыш. Balziêns, рус. Болозно и др. Естественно, что и «господин брахмана» Брахманаспати (Брихаспати) оказывается с Б. В легко реконструируемой связи.Лит. Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 38-45. Боги, брахманы, люди, М., 1969, с. 158-67. Holtzmann A., Brahman im Mahäbhärata, «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1883, Bd 38, S.

167-234. Hopkins E. W., Epic mythology, Strassburg. 1915 (Grundriss der Indo-Arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3). Dumezil G., Flamen - Brahman, P., 1936. Renоu L., Si1burn L., Sur la notion de brahman, «Journal Asiatique», 1949, t. 237, p. 7- 46. Conda J. Notes on Brahman, Utrecht, 1950. Thieme P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1952, v. 102, S. 91-129. Bhattacharyya Т., The cult of Brahma, Patna, [1957].В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Брахма

Брама, один из трёх высших богов Брахманизма и Индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Практически Б. Не является объектом культа. Б. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.. ..

Брахма

БРАХМА - в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.. ..

Брахма

См. БРАМА.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)брама, высшее верховное существо индусской религии.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)устар. БРАМА [санскр.] - в брахманизме (БРАХМАНИЗМ) и индуизме (ИНДУИЗМ). Один из трех высших богов, бог-творец.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Брахма

Творец, Брама, Вишну, начало, создатель, Тримурти, Шива. ..

Брахма

БРА́ХМА -ы. Ж. В индуизме. Одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную триаду (первоначально - высшее божество, творец мира).. ..

Брахма

- см. Также Брама — в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную троицу (тримурти). Первоначально выступал как высшее божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме отступает на задний план.. ..

Брахма

1) По религ. Филос. Догмам брахманизма и индуизма - душа Вселенной, вечная и бескачеств. Субстанция. Б. Не является объектом культа, но объектом абстрактного мышления, посредством к-рого благочестивому индусу следует стараться слиться с Б. И избежать возрождения в материальном мире. 2) Один из 3 высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и всех живых существ. Б. Обычно изображается трехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.Лит. Ильин Г. P., Религии Др. Индии, M., 1959...

Брахма

(санскр. – священная сила) – первоначально заклинание, затем сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношении, и, наконец, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самому себе. Со времени упанишад спекуляции об отношении Брахмы к самости (см. Атман) отдельного существа составляют главную тему веданты.. ..

Брахма

Один из 3-х верховных богов индуизма, бог - творец и отец др. Богов, Прародитель (Питамаха) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и др. Древних богов (исключая Вишну и Шиву). В эпосе Б. Выступает как всеведущий и мудрый глава богов, к-рым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космич. И морального порядка, установивший осн. Социальные инстатуты на земле (прежде вс..

Брахма

Брахма - одно из трех главных индуистских божеств (Брахма, Вишну, Шива). Входит в состав тройственного божественного образа Тримурти. Первоначально Брахма занимал равное положение среди трех богов, однако к концу второй половины I тысячелетия до н.э. Он отступил на задний план. В настоящее время самостоятельного культа Брахмы практически не существует. В Индии сохранился лишь один храм, посвященный Брахме - в Пушкаре, штат Раджастхан, однако изображения Брахмы часто встречаются в храмах других б..

Брахма

Буквально. Идти, двигаться. Созидающее божество индуистской троицы - Брахма, Вишну, Шива.. ..

Бранх

— афинский герой, любимец (или сын?) Аполлона, основавший его святилище в Дидимах близ Милета. Был в нем первым прорицателем. Жрецы храма принадлежали к роду Бранха (Бранхиды). Мать Бранха, милетянка по происхождению, перед родами увидела сон, в котором ее пронзил луч света, она как бы окуналась в него и дышала им легко и свободно. Поэтому родившегося ребенка она назвала Бранх, что означает “бронхи”, “гортань”.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Брауни

После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. П. В числе добрых духов часто упоминались брауни, или домовые, совершавшие по ночам всякие добрые дела, запасая уголь для очага и пр.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Брахмалока

(др.-инд. И пали brahmaloka, «мир Брахмы»), в древнеиндийской мифологии верхний рай или седьмое небо. В индуистской мифологии В. Считается обителью Брахмы и располагается, согласно космологическим представлениям (см. Лока), на вершине горы Меру или же высоко над нею. В Б. Попадают те смертные, которые при жизни отличались исключительной праведностью и за это избавились от бесконечной цепи рождений - сансары. Они живут в Б. В созерцании истины и состоянии вечного блаженства. По одним мифам Б. Сос..

Брахман

(др.-инд. Brahman, п., также brahman, m., сопоставимо с индо-европ. Bhelg'h-, «вздуваться», «вспухать». Ср. Авест. Barðsman-, санскр. Barhis, «связка травы», «подстилка для жертвоприношения». Отсюда, видимо, идея основания, опоры). В ведийских текстах встречаются обе формы (brahman, п., brahman, т.), которые соответственно могут быть сведены к следующим основным значениям. 1) высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование..

Дополнительный поиск Брахма Брахма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брахма" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брахма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа