Вавилонская Башня

232

И смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ). 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории» человечества (после потопа) и объясняют враждебным вмешательством бога первопричину языковой и территориальной разобщённости людей. «Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу. Наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они. Построим себе город и башню высотою до небес. И сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли.

И сошёл Яхве посмотреть город и башню, что строили сыны человеческие. И сказал Яхве. Вот один народ, и один у всех язык. Это первое, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Яхве оттуда по всей земле. И они перестали строить город. Посему дано ему имя. Бабель (Вавилон), ибо там смешал Яхве языки всей земли, и оттуда рассеял их Яхве по всей земле». (Быт. 11, 1-9). Сюжеты обоих сказаний расходятся и совпадают в ряде мотивов. По 1-му сказанию, строится город, по 2-му (текст дан в разрядку) - башня до небес (и то, и другое мыслится как первое большое строительство людей). Если город строят оседлые обладатели единого языка, умеющие обжигать кирпич, то башню - кочевники с Востока.

Если город строится для обитания людей и ради вечной славы, то башня - для ориентира, чтобы не рассеяться. В преданиях богу, по мнению их авторов, не угодны высокомерные планы большого строительства и он нарушает намерения людей. Градостроители перестают понимать друг друга, а воздвигавшие башню были, вопреки их цели, рассеяны. Строительство прекращается. Город, который по замыслу его строителей должен был стать памятником вечной славы, получает, напротив, бесславное имя. В Библии западносемитское название этого города (Баб Эл, «Врата бога») толкуется игрой слова позднего, восточносемитского корня со смыслом «мешать», «смешивать».Оба сюжета возникли, очевидно, под впечатлением огромного (но недостроенного) кирпичного города и башни, лежащей в руинах.

По мнению немецкого учёного Г. Гункеля, предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идёт о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (о которой и в другом памятнике гиперболически отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вполне вероятно, что оно рано разрушилось. Археологические раскопки (Р. Кольдевей. А. Парро и др.) подтверждают, что в предании о В. Б. Нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуально-храмового значения). Рассказы могли сложиться не у оседлого вавилонянина, а у человека чуждой культуры, для которого кочевье - нормальный (а потому богоугодный) образ жизни. Вавилонский обычай сооружать себе вечные памятники в виде зданий и городов кажется рассказчику высокомерием.

Бог (Яхве) изображён весьма антропоморфно, и ему приписывается незнание помыслов и дел людей и даже страх перед ними (упоминание Яхве нет оснований считать исконным для сюжетов, эти предания вообще не имеют ничего общего с культом Яхве и иудаизмом. Они не согласуются с преданием, объясняющим происхождение всех народов и их языков постепенным разветвлением семьи Ноя).Сказания возникли не позднее нач. 2-го тыс. До н. Э., т. Е. Почти за 1000 лет до литературного памятника, являющегося их старейшим письменным свидетельством (и относящегося к древнейшему пласту библейских текстов). У более поздних авторов развитие получили лишь некоторые мотивы сказаний. Изображается греховность всего «допотопного» поколения строителей, в особенности вавилонян как врагов, в этой связи выделяется богоборческий характер строительства башни.

В корне меняется образ бога, мотив его враждебности переосмыслен усилением его справедливости, рассеяние людей изображается не как возмездие из опасения силы людской, а как благодеяние и божий промысел. Сюжет имеет многочисленные мифологические параллели.Изречения. «вавилонское столпотворение» и «смешение языков» и просто - «Вавилон» вошли в обиход многих языков.Лит. Gunkel Н., Die Urgeschichte..., Gott., 1911. Parrot A., Ziggurats et tour de Babel, P., 1949. Его же, La tour de Babel, Neuchatel, 1953. Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964.Исидор Левин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вавилонская башня

См. Вавилонское столпотворение.. ..

Вавилонская Башня

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего.постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей, смешал их языки, чтобы они не могли понимать друг друга, а самих рассеял по миру. Город, где строилась башня, получил название Вавилон, происходящее, согласно библейской этимологии (Быт 11:9), от еврейского "балал" ("смешивать). Этот рассказ представляет ..

Вавилонская башня

(смешение) (Быт.11:4 ,9) - была построена потомками Ноя в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства (Быт.9:25 , 27), вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку на долине Сеннаарской камней, строители делали из глины и обжигали кирп..

Вавилонская башня

Книжн. Об очень высоком здании, строении. В тот день океан устроил людям подлинное побоище… Эфир был полон сообщениями об аварийном состоянии судов многих стран. Под ударами рухнула «вавилонская башня» наших дней — циклопическое сооружение, вознёсшееся над океаном на мощных опорах-ногах, — буровая платформа (В. Шмыгановский. Сага о капитане Ольсене). ◊ В сравнении. Живёт Василий неважно… Этаж высокий — идёшь, идёшь, словно на башню вавилонскую (Н. Потапов. Блудный сын).— От библейской легенды о ..

Вавилонская Башня

-устоявшееся название башни, которую построили люди на сто первом году после потопа в земле Сеннаар (на равнинном берегу реки Евфрат, примерно в 50 км от Персидского залива) для возвеличения своего имени (Быт 11.1-9) (в Библии-башня). На месте этой башни (в нескольких километрах к юго-западу от небольшого арабского городка Гила или Гиллах) теперь находится холм высотой около 70м с остатками башни наверху высотой около 12м.. ..

Вавилонская Башня

(смешение) (Быт.11:4 ,9) - была построена потомками Ноя в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства (Быт.9:25 , 27), вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку на долине Сеннаарской камней, строители делали из глины и обжигали кирп..

Вавилон

(Babylon, Βαβυλών). Древняя знаменитая столица Вавилонии, расположенная на обеих сторонах реки Евфрата. При Навуходоносоре (604— 562 гг. До Р.Х.). Вавилония достигла высшей точки своего могущества, сделавшись независимым царством при отце Навуходоносора. В 538 г. Вавилония была покорена Киром, царем мидян и персов, и Вавилон сделался одной из трех столиц Персидской монархии. Город Вавилон имел форму огромного четырехугольника, каждая сторона которого равнялась трем геогр. Милям. Стены города был..

Вавилоно-ассирйиская Мифология

Аккадская мифология, см. В ст. Шумеро-аккадская мифология(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Вадд

(wd, wdm), в йеменской мифологии бог луны и орошения. Вероятно, ипостась Илу. Слово «В.», по-видимому, являлось первоначально прозвищем бога, заменявшим его запретное имя, и означает «любимый».В государстве Маин В. - бог-предок, покровитель и владыка страны.Он занимал второе место (после Ас-тара) в официальном пантеоне. Главная оросительная артерия Маина называлась «рекой Вадда».В отличие от других верховных богов-покровителей страны, В. Почитался во всех государствах древнего Йемена. Магическая..

Ваджра

(др.-инд. Vájra), 1) в ведийской и индуистской мифологии дубина, палица (грома), оружие Индры (реже - Рудры, Марутов. Манью). Ср. Эпитеты Индры. Ваджрин, Ваджрабхрит («носящий В.») и т. П. В. Была выкована для Индры Тваштаром. По «Ригведе» (I 121, 12. V 34, 2), это сделал певец Ушана. В. Лежала в океане, в водах, её место - ниже солнца (в руках Индры В. Как солнце в небе). Она - медная, золотая, железная, как из камня или из скалы. Отмечается, что у В. Четыре или сто углов, тысяча зубцов. Иногда..

Дополнительный поиск Вавилонская Башня Вавилонская Башня

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вавилонская Башня" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вавилонская Башня, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 17 символа