Вата
(др.-инд. Vâta, собств. «ветер»), в ведийской мифологии божество ветра. В. Тесно связано с Ваю, на основании чего иногда объединяют эти два имени в единый мифологический образ. Тем не менее характеристики этих двух персонажей заметно различаются, в силу чего их целесообразно рассматривать по отдельности. В. - менее индивидуализированная и неантропоморфная форма божества. В ряде случаев В. - обожествлённая сила ветра. В «Ригведе» ему посвящено два небольших гимна (X 168. 186). В. Узнают не по его образу, а по свисту, зазыванию. Его колесница, запряжённая конями (их запрягает Индра, Х 22,4-5), мчится, всё сокрушая, грохоча, порождая красноватые отблески, вздымая пыль, по земле и по воздуху. За В. Следуют вихри. В. - перворождённый, он - дитя мира, друг вод, дыхание богов, подчинён космическому порядку.
Он никогда не отдыхает, с ним на его колеснице всегда находится бог - царь всего мира. Помимо Индры В. Связан с богом грозовой тучи и дождя Парджаньей (ср. Х 66,9. 66, 10). Отсюда и связь В. С дождём (VII 40,6), бурей, грозой (IV 17,12. V 83,4. X 168, 1-2). Вместе с тем В. Приносит исцеление и долголетие (X 186). В послеведийский период роль В. Становится менее существенной и нередко Ваю выступает как замена В. Имя В. Как обожествлённого ветра восходит к индоевропейской эпохе. Ср. Иранские параллели (особенно зороастрийское Vata или Oado на монетах эпохи Канишки, правителя Кушанского царства) или персонифицированный образ Ветра в славянской мифологии.Лит. Wikаnder S., Vayu, Uppsala-Lpz., 1941.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Вата
На нашем сайте Вы найдете значение "Вата" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вата, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа