Вэнь-шэнь

129

[«духи поветрий (эпидемий)»], группа духов в китайской народной мифологии. Согласно преданию, при династии Суй (581-618) в царствование императора Вэнь-ди в 6-й луне 591 года в небе появились пять богатырей. Один из них был в зелёном халате (цвет востока), другой - в белом (запада), третий - в красном (юга), четвёртый - в чёрном (севера) и пятый - в жёлтом (центра). Каждый из них держал в руке какие-нибудь вещи. Один - ковш и кувшин, другой - кожаный мешок и меч, третий - веер, четвёртый - молот, а пятый - чайник. От своего придворного астролога Чжан Цзюй-жэня император узнал, что это могущественные духи, соответствующие сторонам света и несущие на землю пять поветрий. Ведающего весенним мором зовут Чжан Юань-бо, летним - Сян Юань-да, осенним - Чжао Гун-мин, зимним - Чжун Шигуй, их повелителя, духа центра,- Ши Вэнь-е.

В тот год действительно начались повальные болезни. Чтобы умилостивить духов, государь повелел установить в их честь жертвоприношения, а духам пожаловал звания полководцев. Духу в зелёном - полководца, проявляющего мудрость, в красном - отзывчивость, в белом - сочувствие, в чёрном - чувствующего совершенство, и в жёлтом - грозного полководца. Жертвоприношения им совершались 5-го числа 5-й луны.В версии, зафиксированной в фантастическом романе 16 в. «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»), указаны другие духи В.-ш. По этой версии, мудрец и кудесник Цзян Цзы-я назначил повелителем эпидемий и главой приказа эпидемий (Вэньбу) Люй Юэ, а его восточным посланцем Чжоу Синя, южным - Ли Ци, западным - Чжу Тянь-линя и северным - Ян Вэнь-хуэя.

В поздних даосских сочинениях называют другие имена В.-ш. Как великих государей приказа эпидемий (Вэньбу да ди). Янь-гун юаныпуай («главнокомандующий князь Янь»), Чжу фу лин гун («князь Чжу командующий управой»), Чжун чжэн Ли-ван («верный и прямой князь Ли»), Цао Да цзянцзюнь («великий полководец Цао») и семь обожествлённых первых министров эпох Цзинь и Юань (Цзинь-Юань ци сян), считающихся за одного повелителя. Известны их лубочные иконы. Жертвоприношения им делались тоже 5-го числа 5-й луны. К этой группе даосских божеств примыкает и черноликий Вэнь-юаньшуай, изображения которого помещались в даосских храмах. Существуют и иные духи эпидемий, но их всегда пять и они строго соответствуют сезонам года и сезонным поветриям.

Таковы, например, в поздних народных верованиях пять духов В.-ш., именуемых У-юэ (букв. «пять пиков»), которым поклонялись в храме Саньигэ («павильон трёх верных») к югу от Пекина, моля избавить от заразных болезней и лихорадок, и приносили в жертву пять пшеничных блинов и цзинь (ок. 0,5 кг) мяса. По легенде, это были духи пяти звёзд, посланные на землю Юй-ди («нефритовым государем»), по имени. Тянь Бо-сюэ, Дун Хун-вэнь, Цай Вэнь-цзюй, Чжао У-чжэнь и Хуан Ин-ду. Они родились вновь уже на земле в разных местностях Китая в нач. 7 в. И впоследствии были канонизированы в качестве духов эпидемий под титулом Сяншань уюэшэнь - Духи пяти пиков ароматной горы.б. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вэнь-шэнь

ВЭНЬ-ШЭНЬ (кит. Духи эпидемий) - в китайской мифологии пять духов, соответствуют сторонам света (четыре стороны + центр) и сезонным эпидемиям.. ..

Вэйшэ

(«извивающийся змей»), яньвэй, вэйвэй, в древнекитайской мифологии двуглавая змея, водившаяся на горе Цзюишань (гора Девяти сомнений). В древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей») говорится. «Есть божество, лицо у него человечье, тело змеи. Туловище его раздвоенное подобно оглоблям, справа и слева - головы. Оно носит фиолетовую одежду и красные шапки». В трактате «Чжуан-цзы» (4 в. До н. Э.) В. Описывается как существо длиной с оглоблю и толщиной со ступицу, одетое в фиолетовое платье..

Вэнь-чан

(вэнь - «литература», чан - «блестящий»), в поздней китайской мифологии бог литературы, отождествляющийся с одной из звёзд Большой Медведицы. Ведает всеми литературными делами, в т. Ч. И экзаменами, сдача которых давала право на чиновничий пост. Культ В.-ч. Зародился в Сычуани в 10-13 вв., а в кон. 13- 1-й пол. 14 вв. Получил распространение по всему Китаю. Фигура В.-ч. Ставилась в отдельном киоте в конфуцианских храмах, во многих местностях в его честь строились храмы. Обычно В.-ч. Изображался ..

Вэнь-юаныпуай

[«главнокомандующий (по фамилии) Вэнь»], Фую Вэнь-юаньшуай («верный помощник главнокомандующий Вэнь»), в китайской народной мифологии дух, почитаемый как воплощение первого циклического знака из двенадцатилетнего цикла по лунному циклическому календарю,- один из ближайших помощников Тайшань-цзюня - управителя судеб, бога горы Тайшань. Считается, что В.-ю. Родился в городе Байшицяо в округе Вэньчжоу в пров. Чжэцзян в небогатой семье учёного. У его родителей не было детей, и они пошли в храм Хоу-т..

Вэньшу

Полное имя-Вэньшушили, Маньчжушили, один из наиболее популярных святых в буддийской мифологии в Китае, восходит к Манджушри. Первые изображения В. В Китае появились в кон. 4 в., далее сообщения об установлении его статуй становятся весьма многочисленными. В 773 последовал указ об учреждении во всех обителях специальных дворов со статуями В. Постоянно встречается в Дуньхуане на росписях, иконах и в скульптурных группах в виде юноши-воина с поднятым или расположенным горизонтально перед собою мечо..

Дополнительный поиск Вэнь-шэнь Вэнь-шэнь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вэнь-шэнь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вэнь-шэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа