Вяйнямейнен

331

(Väinämöinen), Вяйнамейне, Вяйнямейни, Вейнемейнен, в карело-финской мифологии культурный герой и демиург, мудрый старец, чародей и шаман. В карело-финских рунах В. - главный герой, обитатель первичного мирового океана. На его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из которого В. Заклинаниями сотворил мир (см. В ст. Финно-угорская мифология). В. Создал скалы, рифы, выкопал рыбные ямы и т. Д. Он добыл огонь из чрева огненной рыбы (лосося), изготовив первую сеть для рыбной ловли (в некоторых рунах говорится, что эта рыба поглотила первую искру, которую высек В. Из своего ногтя или при помощи кремня и трута). Культурные деяния В. - не только трудовой подвиг, но и магическое действо. Для окончания строительства первой лодки ему не хватило трёх магических слов (иногда - инструмента).

Он выведывает их в загробном мире - Туонеле, или пробудив от мёртвого сна великана Випунена. В. Проникает в утробу Випунена (или тот проглатывает В.), строит там кузницу, выковывает шест, которым ранит внутренности великана, плавает на лодке по его «жилам» и выбирается из утробы, исполненный мудрости Випунена. Проникая живым в Туонелу, В. Обманывает стражей загробного мира - дочерей Туони - и ускользает с того света, приняв облик змеи. Лодка В. Застревает в хребте огромной щуки, и культурный герой создаёт из хребта струнный музыкальный инструмент - кантеле. Его игру и пение слушают зачарованные звери и птицы, хозяйка воды и хозяйка леса. В. Возвращает людям похищенные хозяйкой Севера (Похьёлы) Лоухи солнце и месяц (ср.

Добывание культурных благ в ином мире в германо-скандинавской мифологии и др.). Сам В. Похищает у жителей Похьёлы источник изобилия - сампо. Он усыпляет их с помощью кантеле (иногда - применив «усыпительные иголки» или уговорив солнце светить жарче) и отплывает с сопровождающими его героями (Еукахайнен, Ильмаринен или другие) на лодке. Неосторожный Еукахайнен уговаривает В. Запеть, и его песня будит хозяйку Севера Лоухи, которая начинает преследование. В. Воздвигает на пути её корабля скалу, и тот разбивается, но Лоухи настигает В. На крыльях, и во время борьбы сампо разбивается (В. Достаётся часть обломков).Менее отчётливо связан с циклом культурных деяний В. Миф о деве-лососе Велламо. В. Ловит чудесную рыбу и хочет приготовить её на обед, но лосось вырывается и оказывается русалкой Велламо.

Она упрекает В. В неразумности, говоря, что хотела стать его женой, а не быть съеденной. В. Безуспешно пытается снова поймать Велламо (возможно, миф о Велламо восходит к тотемическим мифам о женитьбе героя на хозяйке животных).Мудрый старец В. Противопоставляется в карело-финской мифологии молодому самоуверенному Еукахайнену. В состязании с ним В. Загоняет соперника в болото и в качестве выкупа получает сестру Еукахайнена. В. Выступает также соперником другого культурного героя - кузнеца Ильмаринена - во время сватовства их в Похьёле. В. Уводит невесту Ильмаринена после брачных испытаний.Загадочный уход В. Из своей страны также характерен для деяний культурных героев. Старец разгневан рождением молодого героя, наречённого царём (Похьёлы или Метцолы), но вынужден уступить место молодому преемнику.

Он уплывает прочь в своей лодке.Лит. Мелетинский Е. М., К вопросу о генезисе карело-финского эпоса. (Проблема Вяйнямейнена), «Советская этнография», 1960, № 4.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вяйнямейнен

ВЯЙНЯМЕЙНЕН (Вяйнамейне - Вейнемейнен), в карело-финской мифологии мудрый старец, сотворивший мир с помощью заклинаний.. ..

Вэнь-юаныпуай

[«главнокомандующий (по фамилии) Вэнь»], Фую Вэнь-юаньшуай («верный помощник главнокомандующий Вэнь»), в китайской народной мифологии дух, почитаемый как воплощение первого циклического знака из двенадцатилетнего цикла по лунному циклическому календарю,- один из ближайших помощников Тайшань-цзюня - управителя судеб, бога горы Тайшань. Считается, что В.-ю. Родился в городе Байшицяо в округе Вэньчжоу в пров. Чжэцзян в небогатой семье учёного. У его родителей не было детей, и они пошли в храм Хоу-т..

Вэньшу

Полное имя-Вэньшушили, Маньчжушили, один из наиболее популярных святых в буддийской мифологии в Китае, восходит к Манджушри. Первые изображения В. В Китае появились в кон. 4 в., далее сообщения об установлении его статуй становятся весьма многочисленными. В 773 последовал указ об учреждении во всех обителях специальных дворов со статуями В. Постоянно встречается в Дуньхуане на росписях, иконах и в скульптурных группах в виде юноши-воина с поднятым или расположенным горизонтально перед собою мечо..

Га-болг

В мифологии ирландских кельтов Га-Болг (Га Булга) - знаменитое копье, принадлежавшее Кухулину и полученное им от царицы Скатах (см. Глава 12).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Габалглин

В мифологии ирландских кельтов Габалглин - древний слепой прорицатель, к которому обращалась за советом Медб, желая выяснить характер болезни, которой страдали мужи Ольстера и которая не позволяла им вступить в битву (см. Глава 12).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Вяйнямейнен Вяйнямейнен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вяйнямейнен" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вяйнямейнен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа