Гандхарвы

246

(др.-инд. Gandharva, ед. Ч.), в древнеиндийской мифологии группа полубогов. В «Ригведе» обычно упоминается только один Г. (ср. С древнеиранским водным демоном Гандарвой) - хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой (IX 86, 36), супруг «женщины вод», или апсарас (X 123, 4-5). От Г. И апсарас (см. Апсары) рождаются первопредки людей - близнецы Яма и Ями (X 10, 4). В той же «Ригведе» Г., пребывающий в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом (IX 85, 12. 123, 6-8). Наконец, в ряде случаев Г. Выступает в «Ригведе» как демон, враждебный Индре (VIII 1, 11. 66, 5). В «Атхарваведе», где число Г. Возрастает до нескольких тысяч, они - вредоносные духи воздуха, лесов и вод. В «Шатапатха-брахмане» Г. Похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач (III 2, 4, 1-6).

В послеведической мифологии функции Г. Частично меняются. Их изначальная связь с солнечным светом сохраняется лишь в эпитете. «блеском подобные солнцу». Как и другие полубоги, они могут быть враждебны людям. Тому, кто увидит в воздухе призрачный «город Г.» (своего рода фата-моргана, мираж), грозит несчастье или гибель. Вместе с тем, будучи мужьями или возлюбленными небесных танцовщиц - апсар, Г. В эпосе и пуранах в первую очередь рисуются как певцы и музыканты (искусство музыки именуется «искусством гандхарвов»), которые услаждают богов на их празднествах и пиршествах. Различно трактуется происхождение Г. Согласно «Вишну-пу ране», они возникли из тела Брахмы, когда однажды он пел. «Хариванша» называет их отцом внука Брахмы - Кашьяпу, а их матерями - дочерей Дакши.

Пураны и эпос упоминают многих царей Г., среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, божественный риши Нарада, Вишвавасу. В царствование последнего, по пуранической легенде, возникла вражда между Г. И змеями- нагами. Сначала Г. Проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать Г. И возвратить свои богатства. Некоторые исследователи сближают Г. По имени и частично по функциям с греческими кентаврами.Лит. Panchamukhi R. S. Gandharvas and Kinnaras in Indian Iconography, Dharwar, 1951.П. А. Гринчер.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Гандхарвы

ГАНДХАРВЫ - в индуистской мифологии небесные музыканты, ублажающие богов. Возлюбленные апсар.. ..

Гандхарвы

(Gandharvas) — второстепенные индийские божества, гении музыки и пения, небесные певцы и музыканты. Ригведа знает только одного Г., который является здесь изобретателем и стражем божественного напитка Сома. Он знает и возвещает тайны неба и божественные истины. В средние века индийской истории Г. Являются уже в большом числе. В Яджурведе это — сладострастные божества, отличающиеся знанием музыки и пения, а также пристрастием к женщинам. В Атхарваведе говорится уже о 6333 Г. Все они составляют св..

Гандхарвы

В индуистской мифологии небесные музыканты, ублажающие богов. Возлюбленные апсар.. ..

Гандхарвы

Класс духов или полубогов. Параллели в мифологиях других индоевроп. Народов (напр., памирск. Жиндуры, греч. Кентавры) свидетельствуют о том, что данная мифологема восходит, по-видимому, к общеиндоевроп. Эпохе. Образы небесного духа Гандхарвы, связанного с сомой, в Ригведе и водного демона Гандаревы, связанного с хаомой, в Авесте - представляют собой, вероятно, результат некоей жреческой религ. Реформы в индо-иранский период. Изначально присутствовавшие в архаич. Мифологии индоариев множественные..

Ганга

(др.-инд. Gângâ), в древнеиндийской мифологии небесная река, дочь царя гор Химавата и сестра Парвати, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганг (на санскрите имя женского рода).В «Ригведе» Г. Упоминается только два раза, но в позднейшей мифологии играет значительную роль. Согласно пуранам. Г., вытекая из пальца Вишну, сначала пребывала только на небе, но затем была низведена на землю по просьбе царя Бхагиратхи, с тем чтобы оросить прах его предков - шестидесяти тысяч сыновей Сагары...

Ганда Мифология

Политеистический пантеон ганда - бантуязычного народа Уганды (основавшего в Межозерье приблизительно в 11-12 вв. Государство Буганда) - включает большое число божеств - балубаре (каждому из которых посвящены свой культ, храм, жрецы). Myкоса. Кибука. Каумпули, бог охоты Дунгу, божество землетрясений Мусиси, божество земли Китака, бог неба Гулу и бог смерти Валумбе (см. В ст. Кинту), Вата и др. «Отец богов» Катонда, создавший богов, людей и весь мир, занимает в пантеоне второстепенное место (ср. С..

Ганеша

(др.-инд. Ganesa), или Ганапати (Ganapati), в индуистской мифологии «владыка ганы», низших божеств, которые составляли свиту Шивы. В ведийской литературе Г. Как самостоятельное божество не фигурирует, а титул «Ганапати» принадлежал самому Шиве, или Рудре (Тайт.-самх. IV 5, 4. Майтр.-самх. Ill I, 3). В эпосе и пуранах Г. - сын Шивы и Парвати. Он изображается с человеческим туловищем красного или жёлтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой тор..

Ганимед

(Ganymedes, Γανυμήδης). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался виночерпием Зевса вместо Гебы. Взамен сына Зевс даровал отцу Ганимеда пару божественных коней.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Гандхарвы Гандхарвы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гандхарвы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гандхарвы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа