Гильгамеш

165

Шумерский и аккадский мифоэпический герой (Г. - аккадское имя. Шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Биль-га-мес, что, возможно, значит «предок-герой»). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Г. Реальной исторической личностью - пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. До н. Э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. Был обожествлён. Его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (26 в. До н. Э.). В «царском списке» III династии Ура Г. Выступает уже как мифическая личность. Продолжительность его правления 126 лет, его отец - демон (лила). В эпических текстах Г. - сын урукского правителя Лугальбанды. И богини Нинсун (возможно, исторический Г.

Был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. До н. Э. Г. Стал считаться судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. Свой род).Г.- наиболее популярный герой из числа трёх героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Г. 1) «Г. И Ага» - сказание о борьбе Г. С Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа - появление Г. На городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала).

2) «Г. И гора бессмертных» - рассказ о походе Г. Во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Г. 3) «Г. И небесный бык» - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. Небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной. 4) «Г., Энкиду и подземный мир» - Г. Убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в её саду. Из корней и ветвей дерева он делает «пукку» и «микку» (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир.

Энкиду (в шумерской традиции - слуга Г.) берётся их достать, но, не выполнив магических наказов Г., остаётся там навсегда. Г. Удаётся мольбами вызвать дух Энкиду на поверхность, и тот рассказывает Г. О мрачной и безнадёжной жизни умерших в подземном царстве. 5) «Г. В подземном мире» (иначе «Смерть Г.») - Г. Приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль и другим богам, составляющим её придворный штат.Наибольшей разработкой образа Г. Отличается аккадский эпос о Г. Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Самая ранняя дошла в записи первой четверти 2-го тыс., но, видимо, восходит к последней трети 3-го тыс. До н. Э., наиболее полная - приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни (дошла в записях 7-6 вв.

До н. Э.) - поэма "О всё видавшем" - одно из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы. Изложена в двенадцати песнях - «таблицах», из них последняя - дословный перевод с шумерского второй части песни «Г., Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана. По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку - могучего Г., который отбивает женщин у граждан в то время, как они выполняют тяжёлые городские повинности, богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду - он должен противостоять Г. И победить его. Энкиду живёт в степи и не подозревает о своём предназначении. Г. Посещают видения, из которых он узнаёт, что ему суждено иметь друга.

Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Г. Посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Далее происходит встреча Г. С Энкиду, который вступает с Г. В поединок на пороге спальни богини Ишхары (Иштар. В поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме - отрицательный персонаж, враждебный Г.). Ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это делает их друзьями. Г. И Энкиду совершают вдвоём множество подвигов. Сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Г. Разделить её любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Г.).

Г., потрясённый смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Он проходит подземным путём бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Г. Хочет знать, как тот добился этого. Ут-напишти рассказывает Г. Историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Г., говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Г., уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Г. С трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться.

Пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Г. Возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены.Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Внутреннее развитие образов Г. И Энкиду подчинено законам развития эпических образов. Уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными. Аккадский эпос о Г. - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл.

Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) ещё более подчёркивает основную идею произведения - недостижимость главной цели странствий Г. - «вечной жизни».Эпос о Г. Был популярен не только среди народов Передней Азии. От 2-го тыс. До и. Э. Из Палестины и Малой Азии дошёл отрывок т. Н. Периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты её перевода на хеттский и хурритский языки. У Элиана (писавшего по-гречески римского поэта 3 в. Н. Э.) мы находим дальнейшее развитие легенды о Г. В виде предания о чудесном рождении героя. Царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, т. Е. Шумер. Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запирает дочь в башню. Она родит сына от неизвестного человека. По приказанию царя стражи сбрасывают младенца с башни.

Орёл подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребёнка берёт на воспитание садовник. Он называет мальчика Г. (греч. Бильгамос). В конце концов тот отбирает у деда царство. Мотив ребёнка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, 24 в. До н. Э.). В более поздних текстах (напр., у сирийского писателя 9 в. Н. Э. Теодора бар Коная) Г. Уже считается современником Авраама.По традиции, с Г. Связывались изображения героя - борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия - мифологический образ более древний, чем исторический Г. Образ эпического Г. Нашёл отражение в аккадском искусстве 24-22 вв. До н.

Э., особенно в глиптике. Скульптуры Г. И Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8 в. До н. Э.).Лит. Эпос о Гильгамеше ("О все видавшем"), пер. С аккад. И. М. Дьяконова, М.-Л., 1961 (лит.). Поэзия и проза древнего Востока, М., 1973. Крамер С. Н., История начинается в Шумере, [пер. С англ.], М., 1965. Schott A., Soden W. Von (eds). Das Gilgamesch-Epos. Reclam, [1968]. Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1965.В. К. Афанасьева.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Гильгамеш

полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. До н. Э.). В 3-м тыс. До н. Э. Возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Г. В конце 3-го — начале 2-го тыс. На аккадском (ассиро-вавилонском) языке была составлена большая эпическая поэма о Г. В ней описываются дружба Г. С диким человеком Энкиду, отчаяние Г. После смерти друга и его странствования в поисках тайны бессмертия, посещение им предка Утнапишти, пережившего потоп, и т. Д. Легенда о Г. Была распространена также у хеттов, хур..

Гильгамеш

ГИЛЬГАМЕШ - полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (27-26 вв. До н. Э.). В шумерских эпических песнях 3-го тыс. До н. Э. И большой поэме кон. 3-го - нач. 2-го тыс. До н. Э. Описывается дружба Гильгамеша с диким человеком Энкиду, странствования Гильгамеша в поисках тайны бессмертия. Легенда о Гильгамеше распространилась также у хеттов, хурритов и др.. ..

Гильгамеш

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Гильгамеш

Легендарный царь шумерского города Урука (Месопотамия), правивший в XXVII в. До Р. Х. Представитель УРУКА 1-й ДИНАСТИИ. Гильгамеш был самым любимым героем шумерских мифов, что не мешает, однако, большинству современных исследователей считать его реально существовавшей личностью. Ему, между прочим, приписывается сооружение грандиозных оборонительных укреплений вокруг Урука. Длина городской стены достигала 9 км, а толщина - 5 м. За этой стеной впервые объединились три первоначально самостоятельных..

Гильгамеш

Полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. До н. Э.). В 3-м тыс. До н. Э. Возникли дошедшие до нас шумерские эпич. Песни о Г. В кон. 3-го тыс. На аккадском (ассиро-вавилонском) яз. Была составлена большая эпич. Поэма о Г. В ней описываются дружба Г. С диким силачом Энкиду, отчаяние Г. После смерти друга и его странствования в поисках тайны бессмертия, посещение им предка Утнапишти, пережившего потоп, и т. Д. Не найдя вечной жизни, Г. Остается бессмертным в памяти людей. Легенда о Г. Была..

Гилл

(Ύλλος), в греческой мифологии сын Геракла и Деяниры (варианты. Лидийской царевны Омфалы или нимфы Мелиссы). Умирая, Геракл обручил Г. С дочерью эхалийского царя Иолой. Г. Стал предводителем Гераклидов (многочисленных потомков Геракла), когда они вторглись на Пелопоннес, чтобы вернуть царство отца. Спустя три года во время нового похода Гераклидов в Пелопоннес Г. Погиб в поединке с аркадским царём (Apollod. II 7,7-8. II 8,1-2).м. Б.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Гилли Ду

В фольклоре Шотландии добродушные и робкие лесные эльфы Они одеты в платье изо мха и палой листвы. Гилли Ду заботятся о детях и помогают заблудившимся недотепам вернуться домой. Беднякам и просто голодным людям показывают съедобные орехи и ягоды.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Гильтине

(Giltinç, «смерть», «символ смерти»), в литовской мифологии богиня смерти, чумы (в источниках 17 в.), дух смерти (в фольклоре и поверьях). Немецкий историк 17 в. М. Преториус относит Г. К числу богов гнева и несчастья. Г. Упоминается в описаниях погребальных обрядов. Основной атрибут Г. - коса. Преториус считает, что Г. Была известна и пруссам.в. И., в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Гимант

- отец фригийской царицы Плуто.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Гильгамеш Гильгамеш

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гильгамеш" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гильгамеш, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа