Гильгамеш
Шумерский и аккадский мифоэпический герой (Г. - аккадское имя. Шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Биль-га-мес, что, возможно, значит «предок-герой»). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Г. Реальной исторической личностью - пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. До н. Э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. Был обожествлён. Его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (26 в. До н. Э.). В «царском списке» III династии Ура Г. Выступает уже как мифическая личность. Продолжительность его правления 126 лет, его отец - демон (лила). В эпических текстах Г. - сын урукского правителя Лугальбанды. И богини Нинсун (возможно, исторический Г.
Был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. До н. Э. Г. Стал считаться судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. Свой род).Г.- наиболее популярный герой из числа трёх героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Г. 1) «Г. И Ага» - сказание о борьбе Г. С Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа - появление Г. На городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала).
2) «Г. И гора бессмертных» - рассказ о походе Г. Во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Г. 3) «Г. И небесный бык» - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. Небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной. 4) «Г., Энкиду и подземный мир» - Г. Убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в её саду. Из корней и ветвей дерева он делает «пукку» и «микку» (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир.
Энкиду (в шумерской традиции - слуга Г.) берётся их достать, но, не выполнив магических наказов Г., остаётся там навсегда. Г. Удаётся мольбами вызвать дух Энкиду на поверхность, и тот рассказывает Г. О мрачной и безнадёжной жизни умерших в подземном царстве. 5) «Г. В подземном мире» (иначе «Смерть Г.») - Г. Приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль и другим богам, составляющим её придворный штат.Наибольшей разработкой образа Г. Отличается аккадский эпос о Г. Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Самая ранняя дошла в записи первой четверти 2-го тыс., но, видимо, восходит к последней трети 3-го тыс. До н. Э., наиболее полная - приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни (дошла в записях 7-6 вв.
До н. Э.) - поэма "О всё видавшем" - одно из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы. Изложена в двенадцати песнях - «таблицах», из них последняя - дословный перевод с шумерского второй части песни «Г., Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана. По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку - могучего Г., который отбивает женщин у граждан в то время, как они выполняют тяжёлые городские повинности, богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду - он должен противостоять Г. И победить его. Энкиду живёт в степи и не подозревает о своём предназначении. Г. Посещают видения, из которых он узнаёт, что ему суждено иметь друга.
Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Г. Посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Далее происходит встреча Г. С Энкиду, который вступает с Г. В поединок на пороге спальни богини Ишхары (Иштар. В поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме - отрицательный персонаж, враждебный Г.). Ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это делает их друзьями. Г. И Энкиду совершают вдвоём множество подвигов. Сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Г. Разделить её любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Г.).
Г., потрясённый смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Он проходит подземным путём бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Г. Хочет знать, как тот добился этого. Ут-напишти рассказывает Г. Историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Г., говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Г., уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Г. С трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться.
Пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Г. Возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены.Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Внутреннее развитие образов Г. И Энкиду подчинено законам развития эпических образов. Уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными. Аккадский эпос о Г. - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл.
Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) ещё более подчёркивает основную идею произведения - недостижимость главной цели странствий Г. - «вечной жизни».Эпос о Г. Был популярен не только среди народов Передней Азии. От 2-го тыс. До и. Э. Из Палестины и Малой Азии дошёл отрывок т. Н. Периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты её перевода на хеттский и хурритский языки. У Элиана (писавшего по-гречески римского поэта 3 в. Н. Э.) мы находим дальнейшее развитие легенды о Г. В виде предания о чудесном рождении героя. Царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, т. Е. Шумер. Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запирает дочь в башню. Она родит сына от неизвестного человека. По приказанию царя стражи сбрасывают младенца с башни.
Орёл подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребёнка берёт на воспитание садовник. Он называет мальчика Г. (греч. Бильгамос). В конце концов тот отбирает у деда царство. Мотив ребёнка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, 24 в. До н. Э.). В более поздних текстах (напр., у сирийского писателя 9 в. Н. Э. Теодора бар Коная) Г. Уже считается современником Авраама.По традиции, с Г. Связывались изображения героя - борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия - мифологический образ более древний, чем исторический Г. Образ эпического Г. Нашёл отражение в аккадском искусстве 24-22 вв. До н.
Э., особенно в глиптике. Скульптуры Г. И Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8 в. До н. Э.).Лит. Эпос о Гильгамеше ("О все видавшем"), пер. С аккад. И. М. Дьяконова, М.-Л., 1961 (лит.). Поэзия и проза древнего Востока, М., 1973. Крамер С. Н., История начинается в Шумере, [пер. С англ.], М., 1965. Schott A., Soden W. Von (eds). Das Gilgamesch-Epos. Reclam, [1968]. Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1965.В. К. Афанасьева.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Гильгамеш
На нашем сайте Вы найдете значение "Гильгамеш" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гильгамеш, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 9 символа