Гуань-ди

117

Гуань Юй, Гуань Юнь - чан, в китайской народной мифологии и в позднем официальном культе бог войны, а также бог богатства. В основе образа Г.-д. Реальный Гуань Юй (160-219), прославившийся бесстрашием и верностью своему правителю Лю Бэю. Слава Гуань Юя впоследствии переросла в настоящий культ религиозного типа. Возникли легенды о его чудесном рождении из крови казнённого Нефритовым государем Юй-ди дракона, которую набрал в свою чашу буддийский монах. По другой версии, перед рождением Г.-д. Над домом его родителей кружил дракон. Он обладал настолько буй-вой, неистовой силой, что родители заперли его в пустом домике в саду, во он сбежал и совершил свой первый подвиг, убив начальника уезда, творившего произвол.

Чтобы стража не узнала его и не могла схватить как убийцу, Г.-д. Вымыл лицо водой из источника, и оно сразу же стало тёмно-красным (по другой версии, лицо его было красным от рождения, т. К. Чашу с кровью дракона, где шло превращение, открыли на день раньше срока). Г.-д. Жил продажей соевого сыра (доуфу), почему торговцы доуфу почитали его своим богом-покровителем.Почитание Гуань Юя началось, видимо, вскоре после его смерти, но храмы в его честь известны лишь по сочинениям 7-9 вв. В 7 в. Буддисты стали изображать его в качестве грозного стража в своих монастырях, а даосы вслед за этим в нач. 9 в. Объявили о перенесении духа Г.-д. На его родину, в Цзечжоу ему приписывали способность отвращать демонов.В 1102 император Хуэй-цзун пожаловал Г.-д.

Титул верного и мудрого князя, а в 1110 - истинного владыки, приносящего мир. В 1128 император Гао-цзун пожаловал ему ещё один почётный титул, и в это время были установлены официальные жертвоприношения в его честь. При династии Мин в 1594 ему официально был присвоен титул ди - «государя». Г.-д. Стал почитаться в качестве могучего бога войны. Его именовали также У-ди - воинственным государем. В 1856, после того как Г.-д. Будто бы появился в небе и помог правительственным войскам одолеть тайпинов, цинский император пожаловал ему титул шэн (совершенномудрого), который до этого носил Конфуций.По повелению императора изображения Г.-д. Должны были висеть в каждом воинском шатре и использовались солдатами как талисманы.

В 1916 президент Юань Ши-кай вновь официальным декретом подтвердил необходимость принесения всеми чиновниками жертв Г.-д., но в храмах Г.-д. Были сделаны некоторые изменения. Если ранее он изображался обычно сидящим в центре с любимой книгой - летописью «Чуньцю» («Вёсны и Осени») Конфуция в руках, а сбоку стояли с оружием его помощник военачальник Чжоу Цан и приёмный сын Гуань Пин, то теперь рядом с Г.-д. Помещали изображение полководца 12 в. Юэ Фэя, а по обеим сторонам изображения или таблички с именами 24 знаменитых военачальников.Культ Г.-д. В старом Китае был сложен и чрезвычайно популярен. Было известно 1600 государственных храмов Г.-д. И более 1000 мелких (19 в.). Его чтили и буддисты, и даосы, и конфуцианцы, и простые крестьяне, исповедовавшие своеобразную синкретическую религию, соединявшую все эти три учения с архаическими местными верованиями.

У буддистов была распространена версия об обращении Г.-д. В буддизм одним монахом 6 в., у даосов в 10 в. Появилась легенда о том, как Г.-д., почитавшийся в то время покровителем одной из сект, возглавил небесное воинство, занял пять священных пиков (Уюэ) и убил в бою мифического мятежника Чи-ю. Так произошло сюжетное соединение героев древнекитайской мифологии (Чи-ю и др.) и Г.-д. Как божества средневекового культа. Конфуцианцы чтили Г.-д. Как покровителя учёных-литераторов, что, видимо, связано с рассказами о его особой любви к книге «Чуньцю». Горожане, особенно торговцы, почитали его в качестве военного бога богатства (ср. Би-гань), его изображения висели в лавках, ему клялись, создавая дело на паях. В деревне его почитали и как бога - заступника, исцелителя от болезней, даже бога - подателя дождя.

По крестьянским поверьям, он появляется у постели больного, даёт ему золотые пилюли, кладёт руку на тело и тот выздоравливает. В деревенских храмах, где он почитался как божество дождя, его изображали завёрнутым в тигристо-золотистое одеяние, которое будто бы было дано ему некогда, чтобы остановить наводнение.В народе вообще его называли «лаое» - «господином», вкладывая в это понятие максимум почтения, а иногда даже Г.-д. Пуса, т. Е. Бодхисатва Г.-д. На буддийский манер. Жертвоприношения Г.-д. Совершались в 15-й день 2-й луны и 13-й день 5-й луны, а курения в его честь зажигались в 15-й день каждой луны. Культ Г.-д. Имел и локальные особенности. На западе Китая он нередко приближается к местному божеству, на юге он больше бог богатства (один из цай-шэней).

По некоторым данным, культ его менее распространён в нижнем течении Янцзы (где находилось царство У, с которым воевал Г.-д.).Г.-д. Почитался также в сопредельных странах, например в Корее, где в 16 в. Существовало более 10 храмов Г.-д. (кор. Квану), часть из них была построена по правительственному распоряжению. Культ Г.-д. Был популярен у маньчжуров. По преданию, объединитель маньчжурских племён Нурхаци просил китайского императора Шэнь-цзуна прислать ему изображение бога-покровителя. Тот послал фигурку Г.-д. Нурхаци показалось, что лицо Г.-д. Напоминает лицо его отца, и он объявил Г.-д. Покровителем своей династии (Цин). После завоевания маньчжурами Монголии, Восточного Туркестана и Тибета там появились храмы Г.-д.

Ламы (монголы, тибетцы) отождествили его с защитником буддизма Джамсараном, а простые монголы отождествляли храмовые изображения Г.-д. С героем эпоса Гесером. В 18 в. Появился и ряд апокрифических ламаистских сочинений на тибетском языке, доказывавших тождество Г.-д. И Джамсарана (который, как и Г.-д., изображался с ярко-красным лицом). Г.-д. Будто бы прибыл в Тибет в 7 в. Вместе с китайской принцессой, выданной замуж за тибетского царя, в качестве её духа-покровителя. По-тибетски Г.-д. Именовался Рин-ринг гьелпо (Sprin-rin-rgyal-po) - «царь длинное облако», от его прозвища Юнь-чан («длинное облако»).Существовал также культ его сподвижников (Чжоу Цана и др.). В храмах, например даосских, ставилось и изображение коня Г.-д.

По кличке Читу («красный заяц»). Особую магическую роль прорицателя предписывали Г.-д. Гадатели. Гадание в храмах Г.-д. По жребию считалось весьма действенным.Лит. Алексеев В. М., Китайский культ бога Гуаня, Л., [1926]. Попов П. С., Китайский пантеон, в кн. «Сборник Музея по антропологии и этнографии», в. 6, СПБ. 1907. С. 12-13. Рифтин Б. Л., Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970. Хуан Хуа - цзе, Гуань-гун жэньгэ юй шэньгэ (Гуань-гун человек и бог), Тайбэй, 1972. Иноуэ Ититамэ, Кану сибё-но юрай нараби хэнсэн (Происхождение и распространение храмов Гуань Юя), "Сирин", 1941, т. 26, № 1, с. 41-51. № 2, с. 242-75. Dore Н., Researches into Chinese superstitions, pt. 2, v. 6, Shanghai, 1920, с. 71-88.Б. Л. Рифтич.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Гуань-ди

ГУАНЬ-ДИ - в китайской мифологии воинственное божество, покровитель солдат, враг демонов, дающий богатство и защиту.. ..

Гуань-ди

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Гуань-ди

В китайской мифологии воинственное божество, покровитель солдат, враг демонов, дающий богатство и защиту.. ..

Гу

В дагомейской мифологии божество железа, кузнечного дела, войны, орудий, оружия. Пятый сын Маву-Лиза. Согласно варианту мифа, у Г. Нет головы, шея его заканчивается мечом, а туловище - каменное. Г. - это сила Маву, поэтому ему не дали головы. Благодаря Г. Земля не осталась дикой, заросшей лесами, от него люди получили орудия и оружие. В мифах кузнецов Г. Выдвигается в число главных божеств, он участвует в сотворении мира вместе с Маву.е. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Гуанамара

Имя, под которым у Джеффри Монмутского выступает Гвенвифар.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Гуань-инь

Гуань - ши - инь, реже Гуань-цзы-цзай (кит. Перевод санскр. Имени Авалокитешвара, кор. Кваным, Квансеым. Япон. Каннон), в буддийской мифологии в Китае, Корее и Японии божество, выступающее преимущественно в женском облике, спасающее людей от всевозможных бедствий. Подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Восходит к Авалокитешваре. Основой для представлений о Г. Является «Саддхамапундарика-сутра». Из указанных в сутре 32 обликов, которые принимает Г. В зави..

Гуаньди

(Гуань Юй, Гуань Юньчан) - в китайской мифологии бог войны и одновременно бог богатства. По легенде, Гуаньди усмирял демонов и изгонял их из мира людей. Считался он также и покровителем чиновников.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Дополнительный поиск Гуань-ди Гуань-ди

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуань-ди" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуань-ди, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа