Даин Дерхе

253

(Dayan degereki), Хам Богдо Даин Дерхе, в мифах монгольских народов одно из основных шаманских божеств, патрон шаманских инициаций. Горный дух или могучий шаман, после смерти ставший каменной бабой (которая стоит около озера Хубсугул на севере Монголии), впоследствии адаптированный ламаизмом («обращённый в буддизм»). До распространения ламаизма возле каменной бабы проходили шаманские посвящения. По преданию, существовала и шаманка (удган) - толковательница воли Д. Д. Согласно поверьям, его дети обитают в соседней пещере (вошедший туда теряет рассудок). Д. Д. Посвящён ряд шаманских гимнов, где он иногда называется «чёрным тенгри» (т. Е. Божеством именно шаманского пантеона), а также «милостивцем», «милым» (хайрхаи - табуированное обозначение священных гор).

Изображается как наездник с колчаном, полным стрел. По другим представлениям, выглядит седым стариком с огромной белой бородой (внешность, характерная для духов-хозяев - эдзенов, ср. С Цаган Эбуген, а также с белобородыми старцами - убугут у аларских бурят), верхом на серо-белом жеребце. Согласно одним сюжетам, раньше Д. Д. Был злым эдзеном - земным духом (гадзрын сабдак), изгнанным неким святым и окаменевшим у хребта Танну-Ула, а по другому (халхаскому) преданию, Д. Д. - первый шаман (66), превзошедший самого далай-ламу в искусстве отнимать у смерти её жертвы и посланный им в Монголию. По дороге он изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца. По одной версии, похитил жену Чингисхана, по другой - дочь Чингисхана во время её свадьбы с Хентей-ханом (мотив, характерный также для мифов о Цолмоне - божестве планеты Венера).

Настигнутый погоней, Д. Д. Превратился в каменный столб (спасшись таким образом от сабельного удара). Окаменела и царевна, спрятавшаяся в расселину горы. Она также стала почитаемым местным духом. Когда Чингисхан уже отчаялся в попытках обезглавить или повесить каменного шамана, тот обещал впредь быть его помощником. Д. Д. Отождествляется с Арахи (инд. Рожу), который окаменел, спасаясь от брошенного вдогонку очира (оружие Очирвани). В других вариантах Д. Д. - соперник Арахи. Они состязались, отрубая друг у друга нижнюю часть тела (шаманский поединок), Д. Д. Добился успеха, а когда должен был в свою очередь Арахи нанести удар, Д. Д. Окаменел.Лит. Rintchen В., A propos du chamanisme mongol. Le culte de l'ongon Dayan degereki chez les Mongols Khotougaites du Kossogol, «Studia Orientalia», 1955, v.

18, fasc. 4.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дадхьянч

(др.-инд. Dadhyánc, от dádhi-, «кислое молоко»), в ведийской мифологии мудрец-отшельник, сын Атхарвана. В «Ригведе» упоминается девять раз с Атхарваном, Ангирасом, Ману и другими жрецами. Сам он возжигает Агни (VI 16, 14). Индра обучает Д. Знаниям, но запрещает ему передавать их другим. Тем не менее Д. Указывает Ашвинам место, где находится мёд Тваштара. Ашвины в благодарность Д. Заменяют его голову лошадиной. Когда Индра поражает её, Ашвины восстанавливают Д. Его прежнюю голову («Ригведа», «Шат..

Дажьбог

Даждьбог, в восточнославянской мифологии бог, связываемый с солнцем. В древнерусских источниках обычно упоминается вместе со Стрибогом, возможно, продолжающим индоевропейский образ бога ясного неба. Идол Д. Стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя Д. Образовано сочетанием глагола «дать» и слова «бог». В таком случае Д. Воплощает первый член мифологического противопоставления доля - недоля (см. В ст. Славянская мифология ). В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки - русские, покровителем ..

Дайнити-нёрай

(букв. «татхагата великого солнца». Санскр. Махавайрочана-татхагата, см. Вайрочана), один из популярнейших будд в японской буддийской мифологии. Культ Д.-н. Проникает в Японию в 8 в. Вначале Д.-н. Был осмыслен как покровитель государства. В храме Тодайдзи (строительство закончено в 749), где в 752 была освящена 16-метровая бронзовая статуя Д.-н., проводились различные государственные церемонии. Синтоистским божеством-покровителем Д.-н. Был Хатиман. В период развитого средневековья временным вопл..

Дайтьи

(др.-инд. Daityâh), в древнеиндийской мифологии класс демонов - асуров, дети Дити и Кашьяпы. Д. - гиганты. Они с переменным успехом борются с богами, сыновьями Адитьи. Тесно связаны с данавами, иногда от них не отличимыми. Д. - враги жертвоприношения. Среди них наиболее известны Ваджранга, Майя, Хираньякша, Хираньякашипу.в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Даин Дерхе Даин Дерхе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даин Дерхе" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даин Дерхе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа