Девственное Непорочное Зачатие
В основе мифологических представлений о зачатии и рождении ребёнка женщиной (девушкой) без участия мужчины, прямо или косвенно связанных с религиозными верованиями, лежало непонимание физиологического механизма зачатия и рождения (проистекавшее из преобладания в прошлом группового брака), вера в то, что причина беременности - вхождение в тело женщины тотемического «зародыша» (т. Н. «тотемическая инкарнация»). Существенную роль в возникновении мифологических представлений о Д. (н.) з. Играл, по-видимому, и биологический в своей основе, родовой материнский инстинкт, а также суеверная боязнь бесплодия женщин (на это указывал французский учёный П. Сентив в своём исследовании о «девах-матерях и чудесных рождениях»).
На почве магических обрядов, при помощи которых женщины старались избавиться от бесплодия - использование магически-плодотворящей силы камней, растений, воды и т. П. - сложились, по взгляду Сентива, мифологические рассказы о женщинах, забеременевших от воды, дерева, камня или скалы, от ветра, дождя или других атмосферных или космических явлений.В эпоху разложения родового строя распространились поверья о возможности полового общения человека (женщины или мужчины) с духом противоположного пола. Русский этнограф Л. Я. Штернберг считал такие поверья («половое избранничество») особо характерными для сибирского шаманства. С поверьями этого типа связаны мифы о близнецах (см. Близнечные мифы), один из которых рождён от земного отца, а другой - от сверхъестественного существа, от духа или бога (пары близнецов в античной мифологии.
Зет и Амфион, Кастор и Полидевк, Геракл и Ификл).В классовых обществах вера в то, что женщина может забеременеть сверхъестественным путём или через половую связь с божеством, получила особый и важный социальный смысл. Она служила средством резче выделить носителя власти, военачальника, царя либо пророка-вероучителя из рядовой массы людей, подчеркнуть их особую, непохожую на всех природу. Так, в китайской мифологии один из легендарных императоров - Фу-си был рождён матерью, которая зачала его, ступив на след великана, другой император Шэнь-нун был зачат от горного духа, император Хуан-ди - от блеска молнии, император Яо - от красного дракона. Родоначальник племени инь Ци - от яйца ласточки. Считалось, что философ Лао-цзы был рождён матерью от падающей звезды, философ Конфуций - от драгоценного камня, принесённого чудовищем.В Древнем Египте бытовали легенды о чудесном рождении фараонов Аменхотепа III, Рамсеса II, Рамсеса III и др.
Вавилонский Гильгамеш был рождён девой, запертой её отцом в башне. Саргон Аккадский родился от девы-жрицы. Легендарный Зороастр (Заратуштра) родился, зачатый матерью от стебля растения. Монгольская средневековая легенда повествует о том, как мать Чингисхана зачала его от «взора божества». Древние греки и в классический период развития их культуры верили в чудесное рождение не только уже ставшего легендарным Пифагора, но и современника своего, вполне реального философа Платона, и даже великого завоевателя Александра. Отцом Аполлония Тианского (1 в.) считался бог Протей. В Древнем Риме получили распространение легенды о происхождении Ромула и Рема от Марса, оплодотворившего их мать, весталку Рею Сильвию. Реальный исторический Октавиан Август считался сыном Аполлона, который в образе дракона сочетался с его матерью.
Многочисленные мифологические истории о любовных похождениях Зевса (с Данаей, Ледой, Европой, Алкменой и другими смертными женщинами) служили для обоснования генеалогий аристократических фамилий Греции и Рима. Аналогичные сюжеты связывались и с другими богами.Мотив чудесного рождения часто сопровождается параллельной темой гонений на новорождённого, злоключений матери и ребёнка и конечного торжества героя (Даная и Персей и т. П.).Мотив Д. (н.) з. Проник и в мировые религии. Буддийская легенда гласит, что основатель вероучения Шакьямуни родился от девы Майи, в тело которой он сам, сойдя с неба, проник, по одной версии, в виде белого слона, по другой - в виде пятицветного луча.К длинной исторической цепи «дев-матерей» примыкает дева Мария.
Родившая Иисуса Христа от духа святого. Католическая церковь, кроме того, приняла догмат о «непорочном зачатии» и самой девы Марии её матерью Анной. Мусульманские легенды тоже повествуют о чудесном рождении пророка Мухаммада.Мотив Д. (н.) з. Перешёл из мифа в сказочный фольклор. В сказках многих народов говорится о том, как царевна или другая девушка забеременела от съеденной рыбы, от зёрнышка, от купания в воде, от ветра, от лучей солнца и пр. Лит. Георгиевский С. М. Мифические воззрения и мифы китайцев, СПБ, .1892. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959. Наrtland Е. S., Primitive paternity, the myth of supernatural birth in relation to the history of the family, v. 1-2, L., 1909-10. Saintyves P., Les Vierges Meres et lee naissances miraculeuees.
P., 1908.С. А. Токарев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Девственное Непорочное Зачатие
На нашем сайте Вы найдете значение "Девственное Непорочное Зачатие" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Девственное Непорочное Зачатие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 30 символа