Дейве

457

(литов. Deivç, deĩve, «богиня»), в литовской мифологии первоначальное обозначение богини высших уровней пантеона и всего класса таких персонажей (см. Балтийская мифология). Позднее - духи, прекрасные девы с длинными волосами и большими грудями. Мастерски выполняют любую женскую работу, особенно прядение и тканьё (преследуют тех, кто занимается этим в четверг). Д. Любят детей, нередко влюбляются в юношей и даже выходят замуж. Жить с ними - счастье, но при нарушении табу они уходят. Иногда Д. Или лауме - духи леса и воды (ср. Русалки) или ведьмы. Литовский автор 16 в. Мажвидас, сообщающий, что у литовцев есть сто Д., если не больше, перечисляет их наряду с нечистыми духами. В поздних источниках Д. Иногда приписываются некоторые конкретные функции.

Так, святая Д. Обозначает божество дождей или богиню чумы, смерти (ср. Гильтине). Эти характеристики Д. Позволяют связать её с Диевасом, в частности, когда это имя обозначает Перкунаса. Тем самым реконструируется мотив супружеской пары, в которой муж (громовержец) - на небе, жена - внизу, на земле или даже в подземном царстве (ср. Характерную замену «путей Д.» на «пути Веле» - Велса в фольклоре, где Д. Объединяется с противником Перкунаса, демоном подземного мира). Таким образом, Д.- женский персонаж основного мифа восточно-балтийской мифологии. Д., как правило, помещается в пантеоне на более низком уровне, чем Диевас, и обнаруживает тенденцию к превращению в злого духа.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дейве

Литовск. Богиньки. Им посвящены были особые каменные жертвенники на Литве и Жмуди, в житницах. Такие божьи камни (Deivuakmenai — собств., камни богинек) еще в 1820-х гг. Встречались в Шавельском, Тельшевском, Поневежском, Вилькомирском уездах, на берегах р. Шешувы и в других местах и считались ночным местопребыванием и игрищем литовских богинь судьбы. Ср. Юцевич (Людвиг из Покиева), "Litwa p. Wzgledem starożyt. Zabytków" (Вильно, 1846, стр. 28-31). По словам иезуитов-миссионеров 1600 г., они счи..

Деифоб

(Δηίφοβος), в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, любимый брат Гектора [поэтому Афина принимала образ Д., чтобы побудить Гектора к единоборству с Ахиллом (Hom. Il. XXII 222-246, 294-300)]. Д. Отличается в Троянской войне во время битвы за корабли, где вступает в сражение с Идоменеем и получает рану от его соратника Мериона (Hom. Il. XIII 402- 539). После смерти Париса Д. Становится мужем Елены. Во время взятия Трои погибает от руки ворвавшегося в его дом Менелая (Apollod. Epit. V 9, 22).в. ..

Дейанира

(Deïanira, Δηϊάνειρα). Дочь этолийского царя Ойнея и жена Геркулеса. За нее сватался сначала речной бог Ахелой, но Геркулес убил его и женился на ней. Впоследствии она была нечаянной причиной смерти Геркулеса, послав ему отравленную одежду, которой думала вернуть его любовь. Узнав о смерти Геркулеса, она повесилась. См. Геркулес.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дейдамия

(Deidamia, Δηϊδαμεία). Дочь Ликомеда, при дворе которого жил юноша Ахиллес в женской одежде. От Ахиллеса Дейдамия родила Неоптолема.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Деймос

(Дейм) - демон ужаса, сын Ареса. Соответствует римскому Павору.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Дейве Дейве

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дейве" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дейве, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа