Дуалистические Мифы

121

Основаны на противопоставлении двух рядов мифологических символов, признаваемых полезными или вредными для данного племени (или его части, например фратрии). Социальным и культурно-историческим контекстом ранних Д. М., как показали исследования А. М. Золотарёва, была дуалистическая организация общества, делившая каждое племя на две части (с дальнейшими двучленными подразделениями).Предпосылки возникновения Д. М. Коренятся и в особенностях человеческой психики. Согласно широко распространённым в настоящее время психологическим концепциям (М. Клейн и др.), деление мира на противоположные категории (с отнесением их к двум разным странам, народам и т. Д.) прослеживается в фактах детской психологии (классификация, сходная с Д.

М., отмечается в играх детей около четырёхлетнего возраста). Дуалистическая мифология - частный случай двоичной символической классификации, при к-рой у подавляющего числа племён с наиболее архаичной социальной организацией устройство мира описывалось с помощью противопоставленных друг другу пар космических символов или признаков (солнце - луна. Мужской - женский. Правый - левый). Каждый из таких рядов символов, явлений и признаков создаётся одним из двух противопоставленных друг другу и находящихся во взаимном столкновении мифологических существ. Позднее Д. М. Превращаются в религиозно-философские системы, прямо не связанные с их первоначальной социальной средой.В Д. М. Часты близнечные мифы, в которых братья-близнецы признаются создателями противостоящих друг Другу рядов явлений.

В мифе североамериканского индейского племени кахуилла Темайауит создаёт восточный свет, белую землю, подземные существа, а его брат Мукат - западный свет, чёрную землю, людей. Один из героев Д. М. Может быть подчинённым персонажем по отношению к другому. В алтайском Д. М. Носитель злого начала Эрлик - младший брат существовавшего до сотворения неба и земли Ульгеня. Когда Ульгень создал Эрлика, тот нырнул за землёй и принёс её, а Ульгень после этого создал сушу и людей. Когда Эрлик также сотворил народ, разгневанный Ульгень велел, чтобы он был чёрным и шёл на запад, а сотворённый им самим белый народ шёл на восток. Сходные мотивы повторяются в Д. М. Других народов Северной и Центральной Евразии. Порядок соотношений противоположностей в Д.

М. (мужчина - женщина, море - суша, горы - долины), установленный в определённую эпоху, может затем меняться (у айнов и др.).В древнеиндийском мифе, изложенном в «Майтрайяни-самхите» и «Бхагавад-гите» (VIII, 24, 25), Праджапати создаёт наверху днём (букв. «из дня») богов, внизу - «из ночи» демонов (асур). Боги были белыми, а асуры - чёрными, с богами была правда, с асурами - кривда, богов он создавал правой рукой, а асур - левой, богов наделил силой, а асур - обделил, отчего они и погибли. Д. М. Отражены и в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». В древнеиранской традиции (в «Авесте»), наоборот, ахура (от *asura-) - высшее существо (отсюда Ахурамазда), а соответствующие древнеиндийскому названию богов дэвы - злые мифологические существа.

Таким образом, в одном случае положительным началом признаются боги, в другом - асуры, что, возможно, свидетельствует о различных путях развития первоначально сходных индо-иранских Д. М. При разделении индо-иранцев на иранцев (покровителями которых считались асуры) и индо-арийцев (покровителями которых считались боги - дэвы иранцев). Дуалистическая традиция «Авесты», чётко противопоставляющая две основные силы мира (положительную и отрицательную), представляет собой одну из первых попыток систематизации дуалистической мифологии в виде учения о двух полярных силах, действующих в космосе.Сходные дуалистические теории обнаруживаются в египетской мифологии, где с противоборством богов-соперников Гора и Сета связывается противопоставление неба и земли, земли и нижнего мира, правой и левой стороны, чёрного и красного цвета, рождения и зачатия, власти и силы, жизни и правления, бытия и становления.

Вселенная мыслится как система пар сбалансированных противоположностей. Весь мир - это пара. «небо - земля». Внутри «земли» различались «часть Гора» и «часть Сета», «север» и «юг», «две земли» и «два берега (Нила)». Главной идеей китайских Д. М. Является идея равновесия мужского, положительного и активного начала ян и женского, пассивного, тёмного, холодного начала инь, равновеликого ян. В названии древнекитайского чародея-жреца сочетались оба противоположных символа инь и ян. В Китае, как и в Египте, развитой концепции полярных противоположностей предшествовало конкретное представление о двух началах мира, связывавшееся с парными божествами Фу-си и Нюй-ва (брат и сестра - по древнейшей версии, муж и жена - по более поздней).

В Ханьскую эпоху их изображали в виде двух чудесных существ с человеческими головами, переплетающимися внизу змеиными хвостами и держащими в правой и левой руке противоположные символы. В европейской традиции переход к абстрактному набору полярных противоположностей, почти полностью совпадающему с системами, разработанными в учениях мыслителей восточной Азии, нашёл отражение у пифагорейцев, которые, по словам Аристотеля («Метафизика» I, V), «принимают десять начал, идущих (каждый раз) в одном ряду - предел и беспредельное, нечет и чёт, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьму, хорошее и дурное, четырёхугольное и разностороннее ».Вместе с тем в конце 1-го тыс.

До н. Э. Известны Д. М., в которых с абстрактными противопоставлениями нравственных категорий (правды и кривды) соединяются вполне конкретные мифологические сюжеты войны сынов света и сынов тьмы, как в кумранских текстах («Устав войны», «Книга тайн»). В кумранском «Комментарии на книгу Хавакука» в духе дуалистических противопоставлений осмысляется различие нечестивого священника и учителя праведности. В сравнении с кумранскими текстами ранняя евангелическая литература отличается крайне слабой выраженностью дуалистических воззрений. Взгляды, близкие к Д. М., возникают (вероятно, под восточными, в частности иранскими, влияниями) в средневековых дуалистических ересях, начиная с богомилов (в Болгарии и Сербии), которые отождествляли «архонта мира сего» (бога Ветхого завета) с падшим ангелом и евангельским «управителем неверным».

Фундагиогиты (в Малой Азии) считали, что архонт создал видимый мир после своего отпадения, а человеческая душа украдена князем зла у бога. По учению ломбардских катаров, видимый мир создан сатаной, выступающим как самостоятельная сила - сын «бога мрака».Типологически сходные с образами Д. М. Представления о сатане (Люцифере, Мефистофеле) в его соотношении с богом развивались в народной литературе средних веков, в частности в легендах о Фаусте. Использование образов народной литературы в позднейшей европейской литературной традиции, особенно у Гёте, занимавшегося проблемой «полярности» (в т. Ч. И в связи с проблемой дьявола как члена мифологической тетрады вместе с троицей), привело к включению в неё символики Д.

М. В литературе 20 в. Символика дьявола и бога нашла отражение в прозе П. Валери и Акутагавы, прямым продолжением темы народной книги о Фаусте является «Доктор Фаустус» Т. Манна, где дуалистический сюжет сведён к проблеме соотношения дьявола и его жертвы. Напротив, строго дуалистическое построение (с отнесением каждого из мифологических персонажей к одному из разных временных планов книги при снятии всех противоположностей в финале) характеризует «Мастера и Маргариту» М. А. Булгакова.Лит. Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964. Иванов В. В., Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогонии, «Советская археология», 1968, № 4. Его же. Двоичная символическая классификация в африканских и азиатских традициях, «Народы Азии и Африки», 1969, № 5.

Его же. Чёт и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем, М., 1978. Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974. Иванов И., Богомилски книги и легенди, София, 1970. Томсон Дж., Исследования по истории древнегреческого общества, т. 2 - Первые философы, М., 1959. Frankfort Н., Kingship and the gods, L., 1948. Grava A., A structural inquiry into the symbolic representation of Ideas. P. - The Hague, 1969. Hummel S., Polarität in der chinesischen Philosophie, Lpz., 1949. Loos М., Dualist heresy in the Middle Ages, Praha, 1974. Needham J., The grand titration, L., 1969. Holland P., La litanie des quatre oblateurs, «Journal asiatique», 1970, t. 258, № 3-4. Thausing G., Aegyptiaca, гл. 2 - Über das dualistische Denken in alten Ägypten, в кн.

Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes, Bd 62, W., 1969. Galman N., On some binary categories in Sinhalese riligious thought, в сб. Transactions of the New York Academy of Sciences, ser. 2, v. 24, N. Y., 1962. Yamaguchi М., La royauté et Ie symbolisme dualiste chez les Jukun de Nigeria, «Journal of Asian and African Studies», 1978. V. 8.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ду Кан

В китайской мифологии один из богов - покровителей виноторговцев (см. Также Сыма Сян-жу). По одной версии, жил при мифическом государе Хуан-ди и первым начал изготовлять вино. Имел прозвище Цзюцюань тайшоу («правитель винного родника»). Д. Умер в день под циклическим знаком «ю», поэтому в такие дни запрещается заниматься виноделием. Его именем назван родник в храме Шуня в Цзинани (провинция Шаньдун), вода которого была особенно хороша для приготовления вина.б. Р.(Источник. «Мифы народов мира».)...

Ду Юй

Герой мифов юго-западного Китая (провинция Сычуань). Согласно «Анналам правителей царства Шу» Ян Сюна (1 в. До н. Э.), Д. Ю. Был спущен с неба, одновременно из колодца у реки появилась девица Ли, которая стала его женой. Сам Д. Ю. Был провозглашён правителем Шу и стал именоваться Ван-ди. Однажды на реке увидели плывущий труп человека, который, достигнув столицы Шу, ожил. Его звали Бе-лин («дух черепахи»), Д. Ю. Сделал его советником и послал бороться с наводнением. Пока Бе-лин усмирял воды, Д. Ю..

Дуамутеф

См. В статье Гора дети(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дуат

Дат (dw:t), в египетской мифологии место, где пребывали умершие, преисподняя «совсем глубокая, совсем тёмная и бесконечная». Иероглиф Д. - круг со звездой в центре. Как подземное царство Д. Связывается с ночными светилами. В «Текстах пирамид» персонифицируется в образе женщины-матери умерших, которых она ведёт на небо. Д. Также отождествляется с горизонтом, т. Е. Местом, куда заходит солнце. Д. Представлялась египтянам как одна из составных частей вселенной («небо, земля, Д., вода, горы»). В цар..

Дополнительный поиск Дуалистические Мифы Дуалистические Мифы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дуалистические Мифы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дуалистические Мифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 19 символа