Жир Иясе

236

(«хозяин земли»), в мифологии татар-мишарей дух, покровительствующий полям. Представлялся в человеческом облике. В некоторых местах Ж. И. - собирательное название духов жир атасы («отец земли») и жир анасы («мать земли»). Ж. И. Может навлечь болезнь на человека. Для его умилостивления ежегодно после весеннего сева устраивалось общественное моление с жертвоприношениями. Близкие Ж. И. Персонажи имеются у казанских татар [«мать поля» басу анасы (аряш анасы)], чувашей («мать поля» ираш амэшэ), марийцев (уржава, рожава, норов ава), удмуртов (джеганай), карачаевцев (джер ийеси, дух-хозяин, имеющийся у каждого участка земли), турок (тарла-бекчиси, дух-хранитель поля в образе змеи). Лит. Гордлевский В. А., Из османской демонологии, Избранные сочинения, т.

3, М., 1962, с. 310. Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972, с. 186-87. Ахметьянов Р. Г., Некоторые термины обрядов и мифологии булгаро-чувашского происхождения у народов Урало-Поволжья, «Советское финно-угроведение», 1977, т. 13, № 2, с. 101.в. Б.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Жиг-гуаша

Жыг-гуаша (кабардино-черкес.), Чыгы-гуаша (адыг.) (от жыг или чъыгы, «дерево» и гуащэ, «хозяйка»), в мифологии адыгов богиня, покровительница деревьев. Отличается глубокой мудростью. Снизу Ж.-г. - дерево, верхняя её часть - прекрасная женщина из золота и серебра. Пребывает на морском побережье, где её окружают тхаухуды. Ж.-г. Родила от Тлепша (встретившего её во время своих странствий по свету в поисках знаний для нартов) солнечного сына. Мальчик унаследовал мудрость матери. Первые его слова зак..

Жизнь

См. В ст. Древо жизни(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Жители Холмов

В фольклоре и британин злобные, враждебно настроенные людям эльфы. Их еще называют холмовиками (hillтеп) или хогменами. Эти эльфы живут в пещерах или внутри холмов, поскольку не выносят солнечного света и выходят из своих жилищ только с наступлением ночи. Они всячески вредят своим соседям -людям. Похищают женщин и детей, губят посевы и уничтожают запасы зерна. Считается, все это они проделывают от обиды, что люди не оказывают им должного почтения. Людей же, чтящих их, они не трогают и даже могут..

Жо

В древнекитайской мифологии священное дерево, растущее за Южным морем, между реками Хэйшуй («Чёрной») и Циншуй («Зелёной») на крайнем западе у горы Куньлунь. Листья его тёмно-зелёные, цветы красные, напоминающие лотосы, свет их освещает землю. Согласно мифу, на верхушку Ж. Садились десять солнц, завершив свой путь по небосводу. Ж. - западный эквивалент солнечного (восходного) древа фусан, находящегося на крайнем востоке. Образ Ж. Неоднократно использовался в китайской поэзии (Цюй-Юань - 4 в. До ..

Дополнительный поиск Жир Иясе Жир Иясе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жир Иясе" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жир Иясе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 8 символа