Илу

98

[Ил (угарит. 'i1, финик. '1), Эл (финик. '1, иврит. 'е1), Илум, Илим, Элим (угарит. 'ilm, финик. 'lm), Элоах, Элохим (иврит. 'älôãh' 'älôhîm). Первоначально «сильный», «могучий», приняло значение «бог»], древнесемитское верховное божество. В западносемитской мифологии верховный бог, демиург и первопредок. Основные сведения об И. Содержатся в угаритских текстах, но почитался он (на раннем этапе), видимо, во всём западносемитском ареале. И.- отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Один из ветхозаветных вариантов предания о сотворении мира словом Элохима восходит, вероятно, к ханаанейскому, обработанному жречеством, мифу. Как владыка мироздания, создатель вселенной, протяжённой во времени и пространстве, И.

- «отец (царь) годов» [ср. В иудаистической мифологии именование бога «Рибоно шел олам» («владыка вечности»), основанное на тех же представлениях]. Живёт И. «у источника Реки, у истока обоих Океанов», т. Е. В центре мироздания (возможно, локализовавшемся у источника Афка на Ливане). И. - олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия, и, как таковой, именовался быком. Он, в частности, вступает в священный брак (воспроизводившийся в угаритском храмовом действе), от которого родились боги Шалимму и Шахару, что повлекло пробуждение всех сил природы. И. Возглавляет совет всех богов - его детей. Супруга и дочь И. - мать богов Асират. И. Предстаёт как добрый, мудрый и милосердный старец. Боги действуют только с дозволения И., однако он стар и слаб, и ему иногда угрожают силой [так, Анат добивается его разрешения построить дом для Балу (Алиййану-Валу)].

Отличительные черты И. - пассивность, бездеятельность. Он, прежде всего, - символ высшей власти. В угаритском списке богов И. Предшествует «Илу отцовский» ('il'ib), вероятно, его отец, которого И. Свергает (позднее в других местностях отцом И. Считался, очевидно, Баалшамем - владыка неба). Но и И. Постепенно теряет фактическую власть. Как верховный бог И. Изображался в виде величественного длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами, принимающим жертву и благословляющим жертвователя, а также в образе быка.К 1-му тыс. До н. Э. Культ И. Постепенно вытесняется культами местных божеств. В иудейском доиудаистическом пантеоне образ И. (Эла) уже в 1-й половине 1-го тыс. До н. Э. Сливается с образом Йахве (см. Йево). Однако следы представлений об И.

- верховном божестве, возглавляющем совет богов, сохранились и в Библии (Пс. 81).В эллинистический период И. Отождествлялся с Зевсом и Кроносом, реже - с Ураном. По финикийской теогонии Санхонйатона - Филона Эл-Крон (И.) - сын Урана-неба (Баалшамема?) и Геи-земли (Арцай, см. В ст. Балу), брат Дагона. Он восстаёт против Урана и побеждает его, от него рождается новое поколение богов. Известен финикийский миф о том, как Крон (Эл) принёс в жертву Урану (Ваалшамему) своего сына (см. Молох). Элиун (финик.), или (на иврите) Эльон ('lyn, «всевышний»), являющийся, согласно теогонии Санхонйатона - Филона, отцом Урана и Геи (его супруга - Берут) и растерзанный диким зверем, на раннем этапе, очевидно, выступал как ипостась И.

(возможно, просто его эпитет). Он считался, наряду с Шалимму, богом-покровителем Иерусалима.И., вероятно, тождествен аморейский бог Лим (lim), известный по теофорным собственным именам. В Месопотамии И., очевидно, соответствует Марту. Сказания об И. (Элькунирши) проникли в хеттскую мифологию.И. Ш. Шифман. В йеменской мифологии «Ил», видимо, не имя бога (И.), а нарицательное «бог». Вероятно, божество с этим именем не почиталось в Древнем Йемене. Но образ древнесемитского И., возможно, сохранился под несколькими именами, очевидно, первоначально заменявшими его имя, ставшее, по-видимому, запретным и впоследствии забытое. Алмаках, Вадд, Амм, Син. Вероятно, боги с этими именами считались в Йемене ипостасями древнего И.Лит.

Луидин А. Г., «Дочери бога» в южноарабских надписях и в Коране, «Вестник древней истории», 1976, № 2, с. 124-31. Loundine A. G., «Il très-Haut» dans les inscriptions sud-arabes, «Le Museon», 1963, t. 76. Oldenburg U., Above the stars of El, «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», 1970. Bd 82, Н. 2.А. Г. Л.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Илу

- древнесемитское верховное божество, олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия. Изображался в виде величественного длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами. В эллинистический период Илу отождествлялся с Зевсом и Кроносом.. ..

Иллюминирование

Оформление рукописей и первых печатных изданий рисунками пером или живописью. Уже папирусные свитки Древнего Египта украшались рисунками тушью, например, "Книга мертвых" и путеводитель по загробному миру эпохи Нового царства (2-е тысячелетие до н.э.). В античности свитки снабжались портретами авторов и различными иллюстрациями. Греческие папирусные свитки с рисунками сохранившимися со 2 в. До н.э. Иллюминирование переживает особенный расцвет с 4 в., когда начинают употреблять пергаментные кодекс..

Иллюминированные Евангелия

Иллюминированные Евангелия - книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались кельтскими монахами на протяжении длительного времени. Они считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. Монахи, разумеется, использовали для красок только натуральные пигменты, получая удивительные по насыщенности и глубине синие, зеленые, желтые и прочие цвета. Три наиболее ярких примера таких Ев..

Ильмаринен

(фин.), Илмайллине, Ильмойллине (карел.), в финской и карельской мифологии и эпосе культурный герой и демиург, кузнец. Образ И. Восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству неба, ветра, воздуха (фин. Ilma, «воздух, небо, погода») и родствен демиургам других традиций - Инмару, Ену. И. - «кователь небесного железа», что сближает его с небесными кузнецами других мифологий (ср. Гефест). Он выковывает небесный свод, светила, плуг, меч и др. Часто выступает вместе с Вяйнямёйненом (в карельских рунах..

Имана

В мифологиях бантуязычных народов ньяруанда и рунди (Межозерье) глава пантеона богов (в который входят также обожествлённые цари, предки царя, предки знатных людей), демиург.Согласно мифам, он создал мир. Небо и землю, растения и животных, первую человеческую пару. Первыми детьми этой пары были Хуту (Бахуту) и Тутси (Батутси) - предки основных этнических групп, населяющих Руанду. И. Властен над жизнью и смертью. Он способствует рождению детей, размножению скота, даёт плодородие полям. Вызывает д..

Дополнительный поиск Илу Илу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Илу" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Илу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 3 символа