Ильмаринен

117

(фин.), Илмайллине, Ильмойллине (карел.), в финской и карельской мифологии и эпосе культурный герой и демиург, кузнец. Образ И. Восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству неба, ветра, воздуха (фин. Ilma, «воздух, небо, погода») и родствен демиургам других традиций - Инмару, Ену. И. - «кователь небесного железа», что сближает его с небесными кузнецами других мифологий (ср. Гефест). Он выковывает небесный свод, светила, плуг, меч и др. Часто выступает вместе с Вяйнямёйненом (в карельских рунах Вяйнямёйнен, И. И Ёукахайнен - братья, которые родились от непорочной девицы, съевшей три ягоды), но в отличие от древнего мудреца-заклинателя, добывающего культурные блага у существ иного мира, И. Своими руками выковывает чудесные предметы, профессиональное умение преобладает у него над сверхъестественным знанием.

Как демиург Вяйнямёйнен могущественнее И. Выкованные кузнецом солнце и месяц не светят, и Вяйнямёйнену приходится добывать настоящие светила у похитившей их хозяйки Похьёлы. В рунах о сватовстве в Похьёле И. - соперник Вяйнямёйнена, который хочет опередить кузнеца, взять первым в жёны красавицу. Хозяйка Похьёлы требует, чтобы И. Выковал чудесную мельницу сампо в качестве свадебного дара (вено). Тот куёт сампо «из пушинки лебединой, из кусочка веретенца и из молока коровы, и из ячменя крупинки». В некоторых рунах Вяйнямёйнену удаётся похитить невесту И., и кузнец выковывает себе золотую деву, но не может с ней спать. В других рунах И. В одиночку совершает героическое сватовство к красавице - дочери Хийси, губившего всех женихов.

И. Исполняет трудные задачи Хийси. Вспахивает змеиное поле (при этом Вяйнямёйнен заговаривает змеиные укусы), моется в огненной бане, вылавливает гигантскую рыбу к столу (в одном варианте приволакивает даже спящего бога Укко). Сам он, однако, попадает в пасть к рыбе или к отцу (матери) невесты, но выковывает в утробе врага нож и выходит оттуда живым (видимо, поглощение И. - символ брачной инициации. Ср. Вяйнямёйнена, ищущего магические слова в утробе Випунена). Невеста пытается бежать от И., и тот превращает её в чайку.И. Победил смерть, заманив её в железный сундук, якобы приготовленный им для отдыха, и спустив на дно моря. Люди не умирали в течение 300 лет, но потом отыскали смерть, которая с тех пор стала появляться по ночам (ср.

Марийский миф об Азырене).Лит. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса, М., 1963, с. 125- 30. Наrva U., Ilmarinen, "Finnisch-ungarische Forschungen". 1946, Bd 29.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ильмаринен

ИЛЬМАРИНЕН (Илмайллине - Ильмойллине), в финской и карельской мифологии божественный кузнец, выковавший небесный свод, солнце и звезды.. ..

Ильмаринен

(Ilmarinen, Ilmerainen) — одно из трех высших божеств финской мифологии, бог воздуха и погоды. Вместе с братом своим Вейнемейнен, создал огонь на небе, при чем искра упала на землю и послужила в пользу людям. Он же в преданиях называется кузнецом (Säppä) и воспевается как первый, выковавший из железа орудия. Народные песни посвященные его подвигам — Tulen Synty (рождение огня), Rauwan Synty (появление железа).. ..

Иллюминированные Евангелия

Иллюминированные Евангелия - книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались кельтскими монахами на протяжении длительного времени. Они считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. Монахи, разумеется, использовали для красок только натуральные пигменты, получая удивительные по насыщенности и глубине синие, зеленые, желтые и прочие цвета. Три наиболее ярких примера таких Ев..

Илу

[Ил (угарит. 'i1, финик. '1), Эл (финик. '1, иврит. 'е1), Илум, Илим, Элим (угарит. 'ilm, финик. 'lm), Элоах, Элохим (иврит. 'älôãh' 'älôhîm). Первоначально «сильный», «могучий», приняло значение «бог»], древнесемитское верховное божество. В западносемитской мифологии верховный бог, демиург и первопредок. Основные сведения об И. Содержатся в угаритских текстах, но почитался он (на раннем этапе), видимо, во всём западносемитском ареале. И.- отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ни..

Имана

В мифологиях бантуязычных народов ньяруанда и рунди (Межозерье) глава пантеона богов (в который входят также обожествлённые цари, предки царя, предки знатных людей), демиург.Согласно мифам, он создал мир. Небо и землю, растения и животных, первую человеческую пару. Первыми детьми этой пары были Хуту (Бахуту) и Тутси (Батутси) - предки основных этнических групп, населяющих Руанду. И. Властен над жизнью и смертью. Он способствует рождению детей, размножению скота, даёт плодородие полям. Вызывает д..

Имболг

См. Имболк(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Ильмаринен Ильмаринен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ильмаринен" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ильмаринен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 10 символа