Исаак
(евр. Jishaq, из jîtzhâq-'el, «бог да воссмеётся», в значении «да взглянет милостиво»), в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Яхве. Отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых (см. Двенадцать сыновей Иакова). Согласно ветхозаветному повествованию, Авраам дожил до 99 лет, не имея иного сына, кроме Измаила от Агари, рабыни Сарры. Однако Яхве в видении торжественно обещает Аврааму чудо рождения И. От 100-летнего отца и 90-летней матери (Быт. 17, 16-21). Услышав это обещание, Сарра «внутренне рассмеялась» [18, 12-13. Народная этимология (Быт. 21, 6) истолковывает имя И. Как воспоминание об этом]. Невозможность по законам природы зачатия И. (а значит, и появления «избранного народа», который должен от него произойти) подчёркивается позднейшими иудаистическими легендами.
Так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, согласно которой даже астрологический гороскоп Авраама показал отсутствие у него законного сына от Сарры (на эту версию ссылались, обосновывая положение, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Яхве). С другой стороны, этот сюжет выявляет общую парадигматическую схему рождения от бесплодной матери или от престарелых родителей, встречающуюся и в Ветхом завете (история рождения Самуила, 1 Царств 1), но занимающую особенно важное место в христианских преданиях (рождение девы Марии от Иоакима и Анны, рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы). Согласно ряду послеветхозаветных версий, И. Родился в месяце нисане (соответствует марту-апрелю, поре праздника еврейской пасхи), в полдень (солярная черта).
На восьмой день И. Был обрезан. По случаю отлучения И. От груди Авраам устроил большой пир (Быт. 21, 4 и 8). Агадические легенды добавляют, что на нём были посрамлены злые языки, оспаривавшие чудесное материнство престарелой Сарры и утверждавшие, будто И.- либо усыновлённый подкидыш, либо сын Агари. Сарра накормила своей грудью всех младенцев, бывших с матерями на многолюдном пиршестве. После этого оставалось усомниться только в отцовстве Авраама. Но тогда бог придал И. Необычайное, чудесное сходство с отцом, доходившее до неразличимости, и для сомнений не осталось места (этот популярный сюжет повторяется в целом ряде мидрашистских текстов, а также в вавилонском Талмуде, трактат Сангедрин 1076). Затем библейское повествование сообщает, что Измаил как-то «насмехался» над И., после чего Агарь и Измаил были изгнаны по настоянию Сарры, подтверждённому словом Яхве (Быт.
21, 9-14). Испытывая Авраама, Яхве приказывает ему принести И. В жертву на горе в «земле Мориа». По поздней версии, дублирующей вступительный эпизод истории Иова, испытание Авраама было спровоцировано обвинительным выступлением сатаны, оспаривавшего его благочестие (трактат Сангедрин 896 и др.). Толкователи сообщают также об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить И. К возмущению против своей жертвенной участи. Однако И. Остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам (Берешит рабба 56). Когда связанный И. Уже лежит на жертвеннике, а над ним занесён нож отца, явление ангела Яхве останавливает жертвоприношение, а в жертву идёт баран, запутавшийся рогами в ветвях поблизости от жертвенника (Быт.
22, 9-13). Смысл эпизода имеет много аспектов. Это одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений, и фиксация момента их принципиальной отмены, и требование готовности принести в жертву свою собственную волю.Далее повествуется, что в 37-летнем возрасте И. Приходится пережить смерть матери, а ещё через три года Авраам посылает своего домоправителя Елеазара в Месопотамию, в край своих родичей, за невестой для И. Эпическое сватовство оказывается благополучным, и Елеазар возвращается с Ревеккой, внучатной племянницей Авраама (Быт. 24, 2-67). Брак долго остаётся бесплодным. Наконец, после молитв И. Рождаются близнецы Исав и Иаков, начавшие распрю уже во чреве матери. Во время голода И. Переселяется в Герар, где из страха перед опасностью для жизни из-за возможных посягательств царя Авимелеха на Ревекку выдаёт её за свою сестру (26, 7), точно так, как Авраам делал это с Саррой.
Благословение Яхве приносит посевам и стадам И. Необычайное плодородие, так что его возросшее богатство внушает филистимлянам Герара зависть. Они его изгоняют, но затем, признав над ним покровительство божества, заключают с ним союз. Под старость И. Слепнет. Между тем его предпочтение принадлежит Исаву, как предпочтение Ревекки - Иакову. И. Посылает Исава на охоту, обещая по вкушении добытой им дичи торжественно благословить его (делая тем самым наследником обетований Яхве Аврааму). Но Ревекка подсылает к незрячему И. Иакова, который обманом получает благословение И. Обиженный Исав угрожает тотчас после смерти И. Убить брата, так что И. Отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благословение. Прожив 180 лет, И. Дожил до возвращения Иакова с Лией, Рахилью и детьми из Месопотамии и похоронен обоими сыновьями (35, 29) в пещере Махпела.В западноевропейском искусстве И.
Чаще всего изображается в ситуации принесения в жертву (см. В ст. Авраам).Лит. Jepsen J., Zur Überlieferungsgeschichte der Vätergestalten, «Wissenschaftliche Zeitschrift...», 1953/54, Н. 2/3.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Исаак
На нашем сайте Вы найдете значение "Исаак" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исаак, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 5 символа