Исфандияр

113

(фарси), в иранской мифологии герой, борец за утверждение веры Заратуштры. Образ И. Восходит к авестийскому герою Спентодата (пехл. Спентадат, Испандат, Спанддат - в поэме на средне-иранском языке «Иадгар Зареран»). Исторический И. - представитель древней бактрийской династии, утвердившей веру Заратуштры в последние века до н. Э. В «Иадгар Зареран» И. - брат царя Виштаспы (Гуштаспа). С его помощью Бастварай побеждает хионитов и всех их избивает. И.-Спанддат захватывает в плен их предводителя, царя Арджаспа. В «Шахнаме» И. Главный предводитель иранцев в борьбе против туранцев, напавших на Иран, сын Гуштаспа и Китаюн. После того как туранцы убили иранского военачальника Зарера, мстителем выступает не сын Зарера Бастварай, а И.

Разгромив туранцев, И. Распространяет веру Зардушта (Заратуштры) также и в Туране. Завистник Гуразм, один из вельмож Гуштаспа, клевещет на И., будто он хочет узурпировать трон отца. Гуштасп велит заковать сына в цепи в далёком замке Гумбадан. Арджасп, воспользовавшись заточением И. И отсутствием Гуштаспа, нападает на столицу Ирана Балх, убивает престарелого царя Лухраспа (отца Гуштаспа) и уводит в плен двух дочерей Гуштаспа. Гуштасп идёт в бой, но терпит поражение. В бою гибнут его младшие сыновья. По совету мудреца Джамаспа Гуштасп решает освободить И. Вначале И. Не соглашается вступить в бой, но, узнав о гибели своего деда Лухраспа и братьев, рвёт свои оковы, мчится на бой с туранцами и разбивает их. Гуштасп обещает ему трон и посылает против Арджаспа, скрывшегося в Медном аамке, к которому ведут три дороги - трёхмесячная, двухмесячная и самая короткая, но опасная дорога в семь дневных переходов.

Избрав последнюю, И. На каждом из переходов совершает подвиги (ср. Семь подвигов Рустама). Убивает двух рогатых волков, двух львов, дракона-аждахара, колдунью, злую птицу симург, преодолевает снежный буран и, переправившись через бурную реку, убивает злодея Гургсара. И. И часть воинов спрятались в сундуки, которые везут переодетые в купцов другие его воины. Так И. Проникает в замок. Во время пира И. Бросается ко дворцу Арджаспа, а воины во главе с братом И. Пашутаном, находившиеся в засаде, нападают на замок. Туранцы и сам Арджасп гибнут от рук воинов И. Медный замок уничтожен. И. Возвращается к отцу, но коварный Гуштасп предлагает ему (в качестве предварительного условия для получения престола) привести на поклон Рустама со связанными в знак покорности руками.

Рустам (как Гуштасп и предполагал) не соглашается на это и вопреки желанию И. Вступает с ним в единоборство. От своего отца, наученного вещей птицей симург, Рустам узнаёт, что единственным уязвимым местом «бронзотелого» богатыря И. Является егоглаз. Он целится, попадает в глаз И. Отравленной стрелой из тамарискового дерева (с которым связана судьба И.) и убивает его.и. С. Брагинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Источник Сведений о Кельтской Мифологии

См. Глава 2.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Источники

Вода играла у кельтов весьма заметную роль, но особенно важное значение имели источники и родники, которым приписывались целебные свойства. Так как источники и родники по самой своей природе изливают воду из-под земли, это давало основание наделять их сверхъестественными свойствами. Так, считалось, что они служат связующим звеном между миром смертных и Потусторонним миром. В романо-кельтскую эпоху культ целебных источников получил еще более широкое распространение. Именно в это время кельтская б..

Исхак

(ishäq), в мусульманской мифологии сын Ибрахима, причисляемый в Коране к «пророкам из достойных» (37:11). Соответствует библейскому Исааку. В Коране излагается библейское сказание о том, как гости, радушно принятые Ибрахимом, предрекли ему рождение сына - И. (11:72, 76). В эпизоде жертвоприношения Ибрахима имя сына - «кроткого юноши» не названо (37:99-111), что послужило причиной разноречивых толкований коранического текста. Ранние мусульманские комментаторы следовали в этом вопросе Библии, счит..

Исэгэй Айысыт

(«госпожа коровница»), Ынахсыт хоту н, Мылахсын, в якутской мифологии богиня - покровительница рогатого скота. Она живёт под восточным небом или там, где небо сходится с землёй. От неё зависит увеличение поголовья рогатого скота. Во время отёла она приходит на среднюю землю и по своему усмотрению даёт души скота тому или иному хозяину. Весной после отёла коров совершался обряд проводов И. А.Н. А.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Исфандияр Исфандияр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исфандияр" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исфандияр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа