Кот

168

Кошка. В ряде мифологических традиций образ К. Выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. До н. Э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. До н. Э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью.Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К.

С идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. Восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий. «Ты - великий кот, мститель богов»).В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К. Противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. Чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. Мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного К., старающегося спрятаться около человека.

В К. Может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, № 135). Мотив превращения героя в К. Известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках К. (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает К., надевает на себя его шкуру и под видом К. Входит к бабе-яге. Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.Мотив превращения К.

В человека и обратного превращения человека в К., как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы К. И человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. П., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного К. Ср. Пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного К.-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.В низшей мифологии К.

Выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции К. Рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.Лит. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. 1, N. Y., 1972, p. 197-98. Jobes G„ Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 296-98.В. Н. Топоров. В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек».

В нач. 18 в. Изображения К. Приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (К. Как сатирическое изображение Петра I). Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти. К. Как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения). Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом К., получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) 19-20 вв.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Кот

(Cot) Пьер (р. 20.11.1895, Гренобль), французский политический деятель. Юрист по образованию. В 1928—40 депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов. В 1933—34, 1936—38 министр авиации, в марте 1938 — мае 1939 министр торговли. После оккупации Франции фашистской Германией (1940) эмигрировал в Великобританию, затем в США. В 1944—1945 член Временной консультативной ассамблеи в Алжире. В 1945 депутат Учредительного, в 1946—58, 1964—68 Национального собрания от Союза прог..

Кот

Самец мелких кошачьих. По отношению к кошкам в тесном смысле слова (т. Е. Группе Cati — см. Кошка), слово К. Употребляется и в видовых названиях независимо от пола, напр. Felis catus одинаково называется и дикой кошкой, и диким К.. ..

Кот

Ещё и кот не валялся. Одесск. Неодобр. Ещё ничего не сделано, дело не начато. КСРГО.. ..

Кот

-а́, м. Самец кошки.. ..

Кот

Молдавская линейная мера = 2,07 русск. Фут.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Кот

Без кота мышам масленица... ..

Кот

М. Самец кошки, котофей шуточн. Кличка коту васька, кошке машка, как козлу и козе. Котов, ему прнадлежщ. Котова подушечка. Котовий, к нему относящ. Котовий ус. Котовье сало. Котовьи проделки. Морской кот, морской зверь тюленьего рода, Рhoca ursinа. От хозяйского глаза и кот жиреет. Стар кот, а масло любит. Сболтнул бы коток, да язык короток. Загордился кот, и с печи нейдет. Доведется ж и коту с печи соскочить. Вылезай, кот, из печурки. Надо онучи сушить. Не все коту масленица, будет и великий по..

Кот

М.1) Самец кошки (1*1).2) перен. Разг.-сниж. Похотливый мужчина.. ..

Кот

-а, м. 1. Самец кошки. К. Ловит мышей. Сибирский к. Как к. На сметану облизывается кто-н. (очень хочет чего-н., разохотился. Разг.). Коту под хвост (то же, что кошке, псу под хвост. Прост.). 2. Перен. О похотливом, сластолюбивом мужчине (прост, пренебр.). * Кот наплакал кого-чего (разг. Шутл.) — очень мало кого-че-го-н. Людей собралось — кот наплакал. Кот в мешке (разг.) — о ком-чём-н. Никому не известном, таящем возможные неприятные неожиданности. II уменьш. Котик, -а, м. (к 1 знач.). II прил. ..

Кот

Кота, м. 1. Самец кошки. 2. Человек, живущий на содержании проститутки (вульг., из воровск. Арго). Морской кот (зоол.) - морское животное из породы тюленей. Кот наплакал (разг. Фам.) - очень мало. Денег у меня кот наплакал.. ..

Кот

Видимо, является заимствованием из латинского, где cattus – "дикая кошка". Соответствия в других языках. Английское – cat, французское – chat, немецкое – Kater.. ..

Кот

Общеслав. Родственно прус. Catto «кошка», нем. Katze — тж., англ. Cat, лат. Cattus и т. Д. См. Кошка.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Кот

Род. П. -а́, укр. Кiт, род. П. Кота́, др.-русск., цслав. Котъка (Пов. Врем. Лет), болг. Кот, сербохорв. Стар. Ко̑т, чеш., польск., н.-луж. Kot. По-видимому, заимств. Из народнолат. Cattus "дикая кошка" (начиная с IV в. Н. Э.). Ср. О. Келлер, Мitt. D. D. Аrсh. Inst. Röm, Abt. 23, 41 и сл. Шрадер–Неринг 1, 564 и сл. Фасмер, RS 3, 272 и сл. Брюкнер, AfslPh 42, 141. Кречмер, "Glotta", 2, стр. 351 и сл. Заимствование из гот. *katts (Стендер-Петерсен 354) весьма сомнительно. Неприемлемо и объяснение и..

Кот

КОТ - центральный персонаж фантастической повести А. Погорельского (А.А.Перовско-го, 1787-1836) «Лефортовская маковница» (1825). Оборотень, живущий в Лефортовской слободе у старухи-колдуньи. После ее смерти превращается в титулярного советника Мур-лыкина и пытается свататься к внучке колдуньи Маше.Первые читатели повести сразу отметили влияние Гофмана и Тика, указывая на «Золотой горшок» и «Королевскую невесту». Образ Кота у Погорельского соединяет фантастическое начало и бытовые реалии русской ..

Кот

КАТАФЬЕВ КОТАФЬЕВ КОТЕНКОВ КОТЕНОЧКИН КОТЕХИН КОТИК КОТИН КОТКИН КОТКОВ КОТОВ КОШАКОВ КОШЕНИН КОШЕНКИН КОШКА КОШКАРЕВ КОШКИН КОШКОДАВОВ КОШКОДАЕВ КОШКОДАМОВ КОШУРИН КОШУРКИН КОШУТИН КОТ КОТЕНКО КОТЬКО КОШЕЧКИН КОШКАРОВ КОШУРНИКОВПрозвище Кошка известно в русской истории давно. Существует целое семейство 'кошачьих' фамилий. Котофей, котик, коток, кошак, кошура, кошурка - все это именования одного и того же домашнего животного. Кошатники, кошкари, кошкодавы, кошкодеры, так в старину называли торга..

Кот

(Cot), Пьер (р. 20.XI.1895) - франц. Политич. Деятель. По образованию юрист. В 1928-40 - депутат франц. Парламента от партии радикалов и радикал-социалистов, членом к-рой К. Был с 1928 до 1946. В 1930-37 неоднократно входил в состав франц. Делегации на сессиях Лиги наций. В дек. 1932 - янв. 1933 - зам. Мин. Иностр. Дел. В 1933-34, 1936-37 и 1937-38 - мин. Авиации. С марта 1938 по май 1939 - мин. Торговли. Выступал против угрозы войны и фашизма, за дружбу Франции с СССР. После оккупации Франции н..

Кострубонька

В восточнославянской мифологии воплощение плодородия. В украинских весенних ритуалах К. Изображало чучело мужчины (с подчёркнутыми физическими атрибутами, ср. Ярила) или женщины (укр. Соответствие Костроме, ср. Купала и др.). Ритуальные похороны К. Знаменовали переход к весеннему циклу. Название «К.» родственно укр. Костру б, «неряха». Ср. Также этимологию названия Кострома.в. И., в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Костяная Тюрьма

См. Оэт и аноэт(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Котел

Котел - излюбленная тема кельтской мифологии. Так, у Дагды был неисчерпаемый котел, от которого никто не уходил голодным. Бран Благословенный вручил Матолвху волшебный котел, который исцелял раненых и воскрешал мертвых. В археологических раскопках на многих землях, населенных в древности кельтами, были обнаружены котлы. У кельтов существовал обычай прятать котлы, бросая их в озеро или болото, что нередко являлось и жертвой богам, приносимой по обету. Один из таких котлов - знаменитый Гундерструп..

Котито

— богиня фригийского происхождения, близкая фригийской богине Кибеле. Культ носил оргиастический характер. В Афинах справлялись празднества в ее честь — котиттии.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Кот

1) сутенеp, 2) сообщник пpоститутки, обвоpовывающий ее клиентов, 3) постоянный посетитель pынка. ..

Кот

Кот, обладая способностью изменять форму зрачка, символизирует изменяющуюся силу Солнца, а также фазы Луны и великолепие ночи. Он означает также все, что делается украдкой. Желание и свободу. Кот черного цвета является лунным и олицетворяет зло и смерть (только в наше время черный кот стал значить удачу). У американских индейцев дикий кот - знак воровства. У кельтов кот - хтоническая сила, погребальный символ. У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь и обладает злыми сила..

Дополнительный поиск Кот Кот

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кот" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кот, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 3 символа