Левый И Правый

139

Одно из главных мифологических противопоставлений в древних мифологиях (особенно в дуалистических мифах и близнечных мифах). Для большинства мифологий характерно использование признака «левый» в значении отрицательного (ср. Многие славянские поверья, отражённые и в русских приметах типа «плюнь через левое плечо»), связанного с неправотой (и загробным наказанием), «правый» - в значении положительного. Различие левого и правого, известное уже в древнеегипетских священных текстах, продолжается вплоть до библейской традиции и её отражений в новое время. Вместе с тем в большинстве культурных традиций, начиная с верхнего палеолита, левая рука выступает в качестве женского символа. Обрядовое соотнесение мужчины с правой стороной, а женщины - с левой подтверждается археологическими данными.

Женщина-богиня (напр., Исида} связывалась с культом левой руки. В Индии в упанишадах с правым глазом соотносился бог Индра, с левым - его супруга. Жилище уже в древности делилось на левую - женскую (ср. Зулусский титул первой жены «дом левой руки») и правую - мужскую части. В трансформированном виде то же деление отражено в литовской сказке (семи мальчикам в возрасте от семи до четырнадцати лет, проходящим посвящение в лесном доме, запрещено смотреть в правую дверь). На Шри-Ланке при магическом разрезании лимонов как ритуальных символов отделяются правая (мужская, чистая) и левая (женская, нечистая) стороны.Для многих мифологических и ритуальных систем характерна инверсия (переворачивание) отношений между левым и правым, благодаря чему «левое» становится признаком главного мифологического существа.

В мифологии североамериканского индейского племени зуньи два Возлюбленных близнеца - благодетели человечества различаются как левый, умудрённый и умеренный, и правый, импульсивный, склонный к действцю. В мифологии индейского племени керес левая сторона оказывается главной. У африканского племени меру священной считается левая рука шамана (мугве), которая должна оставаться невидимой. Ряд героев в австралийской мифологии, а также Училоби-Уицилопочтли в ацтекской и др. Часто отличаются леворукостью. В северо-восточной Африке обнаружен целый культурный ареал, где положительное значение придаётся левой, а не правой руке. Запреты использовать левую руку для обычных действий, связанные с направленным воспитанием праворукости во всех обществах (в частности, обязательное предписание держать оружие в правой руке), могли иметь своим следствием выделение левой руки как священной.

Вместе с тем мифологический мир нередко представляется как зеркальный по отношению к обычному. Поэтому леворукость мифологических героев подчёркивает их необычность и служит символом иного мира. В символике наскальной живописи знак левой руки статистически преобладает над правым. В Большой галерее верхнепалеолитических пещер Ласко (Франция) головы животных в левой группе окрашены в красный цвет, а в правой группе - в чёрный (тем самым уже проявляется связь между противопоставлениями левый - правый, чёрный - красный, характерная и для позднейшей символики шаманских изображений, например в искусстве сибирских народов, где слева изображается нижний, справа - верхний мир). В Европе в средние века во время мистерий слева изображался ад, справа - рай.Различие левой и правой руки, имеющее несомненную биологическую основу и существенное для практической деятельности каждого человека, а также связанное с ним различение «левых» (чаще всего неблагоприятных или необычных) и «правых» явлений воспроизводится как в мифологических системах, так и позднее - вплоть до средневековой алхимии и медицины и их продолжений в новое время.Лит.

Иванов В. В„ Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии, в сб. Ранние формы искусства, М. 1972. Âeidelman Т. О., Right and left hand among the Kaguru. A note on symbolic classification, «Africa», 1961, v. 31, №3. Beck Вrend a E. F., Peasant society in Konku. A study of right and left subcastes in South India, Vancouver, [1972]. Cuillandre J., La droite et la gauche dans les poems homériques..., P., 1943. Garnet J., L'age du fer en Chine, «L'homme», 1961, t. I, №1. Granet М., La droite et la gauche en Chine, в его кн. Études sociologiques sur la Chine, P., 1953. Hertz R., La prééminence de la Main droite, в его кн. Melanges de sociologie religieuse et folklore, P., 1928. Но cart A. M„ Kings and councillors, [2 ed.], Chi., [1970].

Leveque P., Vidal-Naquet P., Epamlnondas pythagoricien ou le problème tactique de la droite et de la gauche, «Historia», 1960, Bd 9, H. 3. Lloyd G. E. R., Right and left in Greek philosophy, «Journal of Hellenic Studies», 1962, v. 82. Morenz S., Rechts und links im Totengericht, «Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde», 1968, Bd 82, H. 2. Needham R., The left hand of Mugwe. An analytical note on the structure of Meru symbolism, «Africa», 1960, v. 30 , № 1. Negerin J. Von, Die Begriffe «rechts» und «links» in der indischen Mantik, «Zeitschrift fur Indologie und Iranistik., 1928, Bd 6, H. 1. Right and left. Essays on dual symbolic classification, Chi., 1973. Sethe K., Die ägyptischen Ausdrücke für rechts und links und die Hieroglyphenzeichen für Westen und Osten, в сб.

Nachrichten von der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, В., 1922. Wieschhotf H., Concept of right and left in African cultures, «Journal of the American Oriental Society», 1938, v. 68, № 1. Zimmeãmann F„ Géométrie sociale traditionnelle Castes de main droite et castes de main gauche en Inde de Sud, «Annales. Economies, Sociétés. Civilisations», 1974, année 29. № 6.Я. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Левкофея

(Λευχοφέα, букв. «белая богиня»), в греческой мифологии морское божество, в которое превратилась Ино, бросившись в море.а. Т.-г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Левктры

(Leuctra, τά Λευ̃τρα). Небольшой город в Беотии, где Эпаминонд вместе с фиванцами одержал победу над спартанцами в 371 г. До Р.Х.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Легба

В дагомейской мифологии божество-трикстер. Седьмой, младший сын Маву-Лиза. Согласно мифам, победил в состязании, устроенном Маву, выполнив условие Маву - сыграть одновременно на различных музыкальных инструментах, при этом еще и танцуя. За это Маву объявил Л. Выше всех других богов. Среди множества дагомейских божеств-трикстеров (обычно младших детей, избалованных родителями, пользующихся большой свободой и безнаказанностью) Л.- основной трикстер, «толмач богов», он один знает язык Маву и языки ..

Легенды И Мифы

Легенды (Л.;от лат. Legenda, «то, что надлежит прочитать») как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. В типологически отличных друг от друга культурных традициях понятие Л. Описывает не вполне сходные явления и по-разному соотносится с другими фольклорными жанрами и с мифом. Так, в европейском фольклоре тексты, с..

Дополнительный поиск Левый И Правый Левый И Правый

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Левый И Правый" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левый И Правый, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 14 символа