Лось
Как объект религиозно-мифологической системы образ Л. Появляется, видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света (палеолитические свидетельства или отсутствуют, или недостаточно надёжны). Известны начальные изображения Л. Или стад Л„ Л. И человека (чаще всего в ситуации охоты, иногда - поклонения человека Л.). Беременной или рожающей лосихи (ангарские петроглифы). Л. (или стадо Л.) вместе с рыбами, птицами, лодками, следами охотников-лыжников и т. П. (урочище Залавруга близ Беломорска). Эти изображения, а также ритуалы (у эвенков родовые святилища - бугады представляли собой скалы, скрывающие внутри зооморфного предка - звериную мать в виде лосихи или самки дикого оленя) помогают определить прежде всего космологическую роль Л.
Согласно эвенкийской традиции, дух-предок уводит человеческую душу шамана в мир зооморфных духов в нижнем царстве, являющемся шаманской родовой территорией (ср. Изображение Л. На гробницах, саркофагах скифской эпохи, на Центральном Алтае). Там душу приводят к священному дереву, где её встречает мать-зверь шамана в образе лосихи (или оленихи), лежащей у корней дерева. Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги). Вместе с медведем Л. Образует у эвенков пару основных зооморфных образов космологической схемы. Погоня медведя (манги), находящегося в верхнем мире, за Л. (хэглэн) порождает чередование дня и ночи. Лосиха (харги), находясь в нижнем мире у корней мирового дерева, рождает для земли (средний мир) зверей и людей, души которых после смерти уводятся духом предков и хозяином нижнего мира - медведем (манги) обратно в нижний мир.
В среднем мире борьба Л. (дух лукгэн) и медведя (хаттала) определяет, контролирует и регулирует систему фратриального дуализма, глубинно связанного с космологическим дуализмом. И Л., и медведь являются покровителями двух противопоставленных друг другу фратрий племени. Ритуал поединка Л. И медведя (у эвенков он происходит на племенном собрании) на фратриальном уровне (Л. Нередко в разных традициях является тотемом) реализует космогонический поединок этих зооморфных образов. Связь Л. С верхним миром, в особенности с солнцем (рога Л. - лучи солнца), подтверждается мифологическим образом космического Л. Хэглэна (Хэглуна) у эвенков, отождествляемого с созвездием Большой Медведицы (в русской народной традиции это созвездие также иногда называется «Лось»).
С Л. Хэглэном как образом Большой Медведицы соотнесён образ телёнка Хэглэна, воплощённый в Малой Медведице. У эвенков, кетов, ряда самодийских и других народностей существует миф, который объясняет возникновение Большой Медведицы, а также Млечного пути в результате погони охотников за Л. Более архаичен эвенкийский миф о космическом Л. - Хэглэне, похищающем солнце и уносящем его в небесную тайгу, и богатыре Маине, выступающем в функции духа-охранителя, устанавливающего и охраняющего смену дня и ночи. Маин бросается в погоню за Л. На крылатых лыжах, к полуночи настигает его и возвращает людям очередной день. Сходный сюжет о гигантском Л., преследуемом охотником, известен у других народов Сибири и индейцев Северной Америки.
Апачи приписывают убийство Л. Их культурному герою. Иногда в роли культурного героя выступает сам Л. В легенде индейцев ото Л. Даёт людям огонь и посылает их в построенное для них селение. Многие племена Великих равнин Северной Америки знают мотив Л.-мужа или Л.-жены. У индейцев омаха Л. Принадлежит демиургическая функция. Он приказывает ветрам прогнать воды, покрывавшие в начале землю. Воды отступают, а выступивший из-под них холм становится началом земли. В ряде случаев Л. Выступает как персонаж демифологизированной животной сказки, нередко как образ вселенной и дух - помощник шамана, его ездовое животное. Ритуал охоты на Л., его убийство, разделка туши с соблюдением определённого порядка и правил, пиршество, «кормление» духа, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей Л., «поднимание костей» на особый помост и т.
П., как и обычай передачи убитого Л. В дар чужому роду, позволяют говорить о Л. Как объекте шаманского культа. Ср. Также обычай сибирских народов украшать жилище рогами Л. (или оленя) или употреблять их как талисман против злых духов, использование схемы рогов Л. В орнаменте, табуистические обозначения Л. («сохатый», от соха, «рога», в разных традициях. «длинные ноги» у марийцев, «зверь» у орочей, сроков, ульчей и т. Д.). Вместе с тем образ Л. И в религиозно-мифологических представлениях, и в ритуале часто дублируется образом оленя (ср. Гибридный образ шаманского духа калира у эвенков - огромный олень с рогами Л. И хвостом рыбы или образ Л.-оленя на шаманских колотушках).Лит. Пекарский Э. К., Цветков В. П., Очерки быта приаянских тунгусов.
П., 1913, (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 2. 1). Их же, Приаянские тунгусы, «Живая старина», 1911, кн. 3-4, с. 335. Ионов В. М., Дух - хозяин леса у якутов. П., 1916 (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 4. 1). Василевич Г. М., Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов, «Этнография», 1930, № 3. Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958. Его же, Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959. Окладников А. П., Петроглифы Ангары, М.-Л., 1966. Окладников А. П., Мартынов А. И., Сокровища томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы, М., 1972. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N.
Y., 1972, p. 343.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Лось
На нашем сайте Вы найдете значение "Лось" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лось, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 4 символа