Лот
(евр. Lôt), в ветхозаветном предании племянник Авраама, переселившийся вместе с ним из Месопотамии в Ханаан. После того как между пастухами их стад стали возникать распри из-за пастбищ, Л. По предложению Авраама переходит в плодородную и цветущую Иорданскую окрестность и обосновывается в Содоме (Быт. 13,5- 12). Во время похода эламского царя против отпавших от него заиорданских городов, в том числе Содома и Гоморры, Л. Оказывается в плену. Освобождённый Авраамом, он снова возвращается в Содом (14, 12 и 16). Однако эта местность за неправедность жителей Содома и Гоморры обречена богом на истребление. После явления Аврааму бога у дубравы Мамре в Содом направляются ангелы, чтобы убедиться, действительно ли столь грешны содомляне, и истребить город.
Авраам, однако, умоляет бога пощадить город, если в нём найдётся хотя бы десять праведников. Л. Оказывает гостеприимство ангелам и приглашает их в свой дом. Содомляне же окружают дом Л. И требуют вывести пришельцев, чтобы «познать их». Л. Просит их не делать пришельцам зла и даже предлагает взамен двух своих дочерей, не познавших мужа (19,7-8). Но ангелы поражают осаждающих дом слепотой, а Л. С женой и дочерьми выводят из обречённого города, запретив кому-либо из них оглядываться. Бог пролил на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба и ниспроверг эти города, все их окрестности и всё живое вокруг. Жена Логова, нарушив запрет, оглянулась и за это стала соляным столпом (мотив запретной оглядки как специфического случая нарушения запрета созерцать сакральное.
Ср. Миф об Орфее, выводившем из ада Эвридику). Весь рассказ носит характер этиологического мифа, объясняющего особенности рельефа безжизненных южных берегов Мёртвого моря, которые сохранили следы вулканической деятельности и соляные столпы, очертаниями напоминающие человеческие фигуры. После спасения Л. С дочерьми поселяется в пещере. Дочери его, считая, что из всех людей только они остались в живых, ради восстановления рода вступают с отцом, напоив его вином, в инцестуальную связь и рождают сыновей Моава и Бен-Амми (родоначальники моавитян и аммонитян) (18, 20-33. 19).Агадическая традиция либо объявляет Л. Вслед за Библией тем праведником, во имя которого Авраам просил бога пощадить Содом и который сам всю ночь молился за осуждённый город, либо приписывает ему всевозможные пороки (споры с Авраамом по поводу пастбищ, сладострастие Л., чем и объясняется поступок дочерей и избрание им Содома местом жительства).
Талмуд обвиняет Л. В ростовщичестве и стяжательстве, вследствие чего тот не торопится покинуть город. Жена же Лотова обращена была в соляной столп за то, что «согрешила солью», т. Е. Не желала давать её пришельцам (другой вариант. Ходила по соседям и одалживала у них соль, чтобы при этом похвалиться гостями). Существовало поверье, что столп этот привлекает к себе диких животных и скот, уничтожающих его до основания, однако за ночь столп вырастает вновь.Лит. Мейлах М., Позади кого оглянулась Лотова жена?, в кн. Тезисы докладов III Всесоюзной конференции семитологов, посвященной памяти акад. Г. В. Церетели, Тб., 1977.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Лот
На нашем сайте Вы найдете значение "Лот" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лот, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 3 символа