Лу
(luu, от кит. Лун через древнеуйгурск. Luu), в мифологии монгольских народов дракон, владыка водной стихии и громовержец (ср. Хухедей-мерген). Гром - это рёв (скрежет зубов) Л., а молния возникает тогда, когда он быстро свивает и распрямляет свой хвост. Эти представления о громовнике соответствуют восприятию монголами грозы, описанному Рашид-аддином (14 в.). Молнию вызывает якобы подобное дракону животное, падающее с неба, бьющее по земле хвостом и извергающее из пасти пламя. Громовержец Л. Причисляется к небесным богам - тенгри (Лу-тенгри). Иногда Л. Выступает локальным и хтоническим духом. Чаще, однако, в этой роли фигурирует л у с (производная форма от слова «Л.», первоначально множественное число от лу), но чёткое разграничение между этими двумя персонажами отсутствует (в некоторых традициях, в частности в южномонгольских, лус означает лишь «множество Л.»).
Лусы (лусут или лусат, лусын, лусан, лосон), как правило, - духи-хозяева прежде всего водоёмов, но также и гор, урочищ и других местностей. Представления о связи между Л. И лусом (лусут) и первичности Л. Отразились в монгольском предании, согласно которому первый лусут Лу-ван Луин Джалбо (от тибет. KLu dBang kLu-ji rGyal-po, перевод санскр. Нагешвара-раджа, «государь - владыка змей») вылупился из змеиного яйца в виде Л. (дракона), но оставаться им не пожелал и был сделан богами управляющим всеми водами на земле и ханом 77 царств лусутов (число 77 символизирует множественность земных духов, земных слоев и областей, в отличие от числа 99, соответственно относящегося к небесной мифологии), которые, родившись от него, заселили все озёра, ручьи, колодцы и другие водоёмы.Согласно поздним версиям, Л.
- лишь ездовые животные громовержца, который ездит на них летом, а зимой отдаёт их на хранение лусам. Здесь нашёл отражение стойкий мифологический мотив. Дракон, воплощающий грозу и дождь, зимой спит либо под землёй, либо на дне водоёмов. Связь между грозой, водоёмом, нижним миром прослеживается и в калмыцкой сказке. Громовержец Лун-хан, относимый в ней к окружению властелина подземного царства Эрлика, поднимается верхом на чёрной туче из озера, которое при грозе высыхает. У ойратов северо-западной Монголии (дербетов) Лун-ханом называется дух - хозяин местности вокруг Улан-гома.Лусы бывают мужского и женского пола (бурят, лусут эхенер, «женщина-лусут», т. Е. Русалка), подобно людям, родятся, женятся, болеют, стареют, умирают.
Лусы сказочно богаты. Обычно Л. Не показываются человеку. Считалось, что лусы - это духи, принявшие буддизм, но «чёрные свирепые» лусы (докшин хара лусут) - духи, «не имеющие веры» (ср. Докшиты}. По представлениям калмыков, «чёрные лусы» - это вообще силы, или духи природы.В бурятской мифологии лусы связаны исключительно с водоёмами. По поверьям западных бурят, владыкой водяных ханов (духов-хозяев - ухан хан, ухан хат) является Уха лусан (Уха лосон. Уха лубсан), седобородый старец в белых одеждах, живущий на дне моря в серебряном дворце (ср. Кит. Лун-ван).Иногда лусы выступают как явно хтонические духи. Они наделяются эпитетом «нижние», подчёркивается их змееподобие. В южномонгольском шаманском призывании лусы (или их царства) связываются со слоями земли, с царством Эрлика.
В монгольском эпосе лусы часто фигурируют как обитатели и хозяева нижнего (подземного, подводного) мира. По большей части они не враждебны герою, являются родственниками его матери или невесты (ср. Ойрат-калмыцкое генеалогическое предание о Чоросе). Встречается и трансформированный образ луса. Хтоническое чудовище, олицетворяющее хаос, источающее яд, грозящее гибелью и разрушениями. Обитает в недрах земли или мирового океана (ср. Аврага Могой). В одном из мифов Очирвани, приняв облик птицы Гаруды, вытаскивает змея Лосуна из океана, трижды оборачивает его вокруг мировой горы Сумеру, а голову придавливает к вершине камнем, оставив хвост в воде.На образы Л. И луса оказали влияние представления о лу в тибетской мифологии.
Так, по некоторым южномонгольским вариантам, самый главный Л. - золотой (алтан лу. Ср. Бурятское поверье о царе змей по имени Алтан толь, «золотое зеркало»), за ним следует голубой Л. И белый Л. В южномонгольском шаманском призывании голубым Л. Противопоставлены «чёрные свирепые» Л. (или лусы?). Многие особенности Л. Объясняются установившимся в централь-ноазиатском буддизме прямым соответствием между Л. И ногами, отчего «государь лу» (лу-хан, лун-хан, а также лусын-хан и лусут-хан) иногда адекватен буддийскому Нагарадже («царю змей»), обитающему, согласно ламаистской космологии, в мировом океане и, как его владыка, выступающему в качестве мирового змея.Лит. Потанин Г. Н., Очерки северо-западной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с.
228. Веннигсен А. П., Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ. 1912, с. 9. Ванзаров Д., Собр. Соч., М., 1955, с. 63-64, 266. Михайлов Г. И., Луу и лус в произведениях героического эпоса монгольских народов, в кн. Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР, [т.] 63 - Литературоведение, фольклористика и изучение памятников, М., 1963, с. 75-79.С. Ю. Неклюдов. (тибет. Klu, «те, кто плавают в воде и ползают по земле»), в тибетской мифологии разряд божеств. Л. Вылупились из шести яиц, отложенных золотой космической черепахой. Представляются существами с телом змеи и головами рыб, лягушек, головастиков, змей, скорпионов и др. Обитают в прудах, озёрах, источниках, местах слияний рек, ручьёв, на горных пастбищах. Л. Ведают погодой, насылают засуху, проливные дожди, мороз, охраняют полезные ископаемые.
Насылают болезни на людей и животных.В мифах выделяются восемь лумо (жен. Род) во главе с «чёрной якшей, матерью Лумо». Восемь владык Л., хранителей драгоценных камней и металлов. Восемь Л., спутников бога богатства Вайшраваны. По внешнему виду различаются пять Л. Это - белые лошадиномордые, жёлтые гусиноголовые, красные мышеголовые, голубые с головой ящериц, чёрные быкоголовые. Известен также чёрный Лудуд (муж, род), вылупившийся из чёрного космического яйца. Он меняет ездовых животных по сезону. Зимой у него чёрный бык, весной скорпион, летом чёрная змея (осенью божество живёт на альпийских лугах).В мифологии бон появляется богиня Лумо, упорядочивающая вселенную. Из её головы возникает небо, из правого глаза - луна, из левого - солнце, из верхних зубов - планеты.
Когда богиня закрывает глаза, приходит ночь, когда открывает, настаёт день. Из голоса Лумо рождается гром, из дыхания - облака, из слез - дождь, из ноздрей - ветер, из вен - реки, из тела - земля и т. Д.В Тибете во время засухи в монастырях носили по полям как тома буддийского канона, так и бонские книги Лубум. Л. Призывались во время магических церемоний с целью наслать на врага проказу, чахотку, чесотку, а на скот врага - сап, ящур. По цвету облаков, их форме и движению прорицатели определяли, какие обряды в честь Л. Следует совершать.Л. Восприняты в монгольской мифологии (ср. Эдзены).В буддизме Л. Контаминировали с индийскими ногами.е. Д. Огнева.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Лу
На нашем сайте Вы найдете значение "Лу" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лу, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 2 символа