Моу-нямы

106

(нганасанск. «земля-мать»), в самодийской мифологии (у нганасан) родительница и покровительница всего живого, наиболее почитаемое из женских божеств - матерей природы. Обычно представляется в виде огромного существа, на котором обитают все люди и животные, подобно насекомым в шкуре зверя. Шкура М.-н. (трава, мох) «линяет» (обновляется) каждую весну. Согласно одному из космогонических мифов, вначале эта шкура была покрыта льдом. Дети М.-н., зооморфные духи дямада, послали птичку ущипнуть её и обратить её внимание на то, как им холодно и неудобно жить. М.-н. Сблизилась с «солнцем-матерью» Коу-нямы - лёд растаял и установился современный климат. Согласно другим мифологическим представлениям, М.-н. - демиург, совместно с «сиротой-богом» Дёйба-нгуо (по некоторым данным, её братом или мужем) или «огнём-матерью» Туй-нямы устраивающий землю (убирает глину под воду, создаёт лес, помещает в реки рыбу и т.

Д.). М.-н. - подательница глаз, она даёт их ещё при зачатии, а затем они обрастают плотью (ср. Обязательный для нганасан ритуал вырезания глаз у убитого на охоте животного и предания их земле. Считалось, что это позволяет М.-н. Использовать глаза повторно). С представлением о земле как о живом существе, способном чувствовать боль, связаны запреты колоть её ножом, забивать в неё колья и т. Д. К М.-н. Обращались с просьбами об удачном промысле на диких оленей, о благополучном исходе родов. При этом совершались жертвоприношения. Землю «кормили» кровью и некоторыми органами жертвенных животных, совершались особые обряды с идолами (койка), представлявшими М.-н. В ряде отношений образ М.-н. Сходен со старухой-покровительницей в мифологиях других самодийских народностей [ср.

Ылэнта-кота у селькупов, Я-небя (Я-мюня) у ненцев, Дя-меню'0 у энцев] и, вероятно, отражает прасамодийские представления, модифицированные в духе характерных для ряда субарктических мифологий анимизма и культа матерей природы.Е. А. Хелимский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мост

В мифопоэтической традиции выступает прежде всего как образ связи между разными точками сакрального пространства. В этом смысле М. Изофункциоиален пути, точнее,- наиболее сложной его части. М. Мыслится обычно как некая импровизация ещё неизвестного, не гарантированного пути. М. Строится как бы на глазах путника, в самый актуальный момент путешествия и на самом опасном месте, где путь прерван, где угроза со стороны злых сил наиболее очевидна, подобно перекрёстку, развилке дорог (ср. Мотив чудовищ..

Мось

Мош, в мифологии обских угров одна из двух фратрий (родовых объединений) наряду с Пор. Предками М. Считались добрые духи Мис (в другом варианте, первые М., как и Мис,- дети Калташ-эквы). С фратрией М. Связаны гусь, лягушка, лошадь как священные животные (ср. Атрибутику Мир-суснэ-хума), а также созвездие Плеяд («женщины дома Мось-человека»). Напротив, от участия в медвежьих ритуалах М. Были в значительной мере отстранены. Согласно мифу, М.- человек, принявший участие в медвежьем празднике, был ун..

Мофебайс

См. Лох(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Мохини

(др.-инд. Mohini, «сводящая с ума», «чаровница»), в индуистской мифологии одна из аватар Вишну, воплотившегося в прекрасную женщину. Согласно пуранической легенде (Бхаг.-пур. VIII 8-9. Вишну-пур. I 9 и др.), Вишну принял вид М. Во время пахтанья океана богами и асурами, когда асуры овладели появившейся из океана чашей с амритой и начали спорить, кому из них должно принадлежать право первого глотка. Пленённые красотой М., асуры предоставили ей решение спора, обязавшись беспрекословно повиноваться..

Дополнительный поиск Моу-нямы Моу-нямы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моу-нямы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моу-нямы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа