Мост
В мифопоэтической традиции выступает прежде всего как образ связи между разными точками сакрального пространства. В этом смысле М. Изофункциоиален пути, точнее,- наиболее сложной его части. М. Мыслится обычно как некая импровизация ещё неизвестного, не гарантированного пути. М. Строится как бы на глазах путника, в самый актуальный момент путешествия и на самом опасном месте, где путь прерван, где угроза со стороны злых сил наиболее очевидна, подобно перекрёстку, развилке дорог (ср. Мотив чудовища, хищного зверя, злого духа, дурного человека и др. У входа на М. И обычай отмечать начало и конец М. Украшением, шестом, символическим знаком, зооморфным образом типа сторожевых львов, грифонов и т. П.). Постройка М. Сопровождалась особым ритуалом.
По-видимому, не случайно строители М.- «мостовщики» в ряде традиций образуют особую не только профессиональную, но и конфессиональную группу, входящую в жреческий корпус (очевидно, таким был статус «мостовщиков» у древних пруссов. Значение термина Великий понтифик (лат. Ponti-fex Maxcimus) в Риме некоторые исследователи объясняют как «делатель моста»). Связь постройки М. С ритуалом может быть реконструирована по фольклорным текстам, ещё сохранившим связь с обрядом. В частности, для архаичной славянской традиции восстанавливается текст, ядром которого является мотив мощения М. (или мостов), после чего следует объяснение цели этого мощения (в конечном счёте - максимальное благо. Богатство, потомство, скот, безопасность и т.
П.). (Например. «Мостите вы мосты. - На что мостить мосты...?», точные параллели известны и в других славянских традициях.) Существенно, что эти тексты о М. Входят в состав колядок и исполнялись на рубеже старого и нового года. Наведение М. Открывает путь из старого пространства и времени к новому, из одного цикла в другой, как бы из одной жизни в другую, новую. В этой же функции выступает и древо мировое, воздвигаемое также на стыке старого и нового года. В этом контексте, в частности, получают своё объяснение фольклорные мотивы строительства М. В канун нового года, чудесного золотого М. С деревом (или деревьями) и птицами, который строится за одну ночь, превращения дерева в М., связь М. Со змеем и с соловьем-разбойником (ср.
Мотив чудовища у переправы), «яворовых людей» (в польской и белорусской колядке), строящих мост, гадания у М. (в русских сказках - узнавание судьбы под М.) и т. Д. Характерно, что по М. Проходит (или проходит первым) именно герой, нередко победитель чудовища. Сам М. Поражает иногда своими размерами, значением, бывает золотым, яворовым, стеклянным и т. Д., иногда он направлен не по горизонтали, а по вертикали и соединяет землю с небом (частный случай - трактовка радуги как небесного М.), человека с богом, низ с верхом. В этом контексте образ жреца (особенно часто в шаманских традициях), воздвигающего мировое (шаманское) дерево (шест, столб и т. П.) и путешествующего по нему на небо, к богам и духам верхнего мира, совпадает с мифологизированным образом строителя М., устанавливающего с его помощью такую же связь (ср.
Миф о М. Богов у индейцев Северной Америки). Вертикальный М. Соединяет землю не только с верхним, но и с нижним миром (ср. «дерево нижнего мира» или перевёрнутое дерево в шаманских и некоторых других традициях). У М. В нижний мир нередко также стоит страж (иногда зооморфный), пропускающий умерших (или живых, отважившихся посетить царство смерти) за определённую мзду или при условии решения некой загадки, успешного прохождения через какое-либо испытание. Впрочем, образ М. Вниз принадлежит к числу нечастых. Чаще встречается образ М., по которому души умерших попадают в рай (само направление такого М. Не всегда выявлено). Наиболее известный образец подобного М.- иранский Чинват.Лит. Потебня А. А. Объяснения малорусских и сродных народных песен, [т.
1-2], Варшава, 1883. Пропп В, Я., Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946 (4 - Переправа. 7 - У огненной реки). Иванов В. В. Топоров В. Н., Славянские языковые мо делирующие семиотические системы (Древний период), М., 1965, с. 166-68. Guenon R. Le symbolisme du pont, в сб. Sym boles fonda mentaux de la science sacree. P., 1962. Mole М., Culte, mythe et cosmologie dans 1'Iran ancien. P., 1963.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Мост
На нашем сайте Вы найдете значение "Мост" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мост, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 4 символа