Мусульманская Мифология

228

Комплекс мифологических представлений, распространённых среди приверженцев ислама - монотеистической религии, возникшей в 7 в. В Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммада (ок. 570-632). Хронологически М. М. - последняя из т. Н. «вторичных» мифологических систем (буддийская, зороастрийская, иудаистическая, христианская, манихейская). М. М. Отражает синкретический характер ислама и мусульманской культуры в целом. В процессе становления и развития М. М. Вобрала в себя мифологические представления, бытовавшие среди кочевых языческих племён Аравийского полуострова (см. Древнеарабская мифология) и различного по этническому составу и культурным традициям оседлого населения древних оазисов и городов, элементы мифологии народов Южной Аравии (см., в частности.

Йеменская мифология), представления, мотивы и образы мифологических систем завоёванных мусульманами народов Ближнего Востока. Окончательная словесная форма и сюжетный состав М. М. Вырабатывались в значительной степени за пределами собственно Аравии, в обществах с богатыми древними традициями письменной культуры и развитой сословно-классовой структурой феодального типа (Сирия, Ирак, Иран, Египет, Испания). По своему содержанию и идеологическому пафосу М. М. Явилась отрицанием языческой мифологии, которая в нач. 7 в. В значительной степени представляла собой лишь традиционный, но не единственный способ объяснения окружающего мира. Арабский историк 2-й половины 8 - нач. 9 вв. Хишам аль-Кальби в «Книге об идолах» приводит многочисленные свидетельства стихийного отказа от поклонения языческим божествам, нарушения традиционных религиозных запретов.

Основообразующий слой М. М. - мифология Корана складывался в виде религиозных мифов, в которых Мухаммад выражал своё новое осмысление окружающего мира и человеческого бытия. Хотя соединение Мухаммадом логического и эмоционального методов познания и истолкования мира затрудняло выработку цельной мифологической системы ислама, тем не менее М. М., рассматриваемая в своём историко-культурном контексте, органична и оригинальна и стоит в одном типологическом ряду с другими мифологиями древности.По представлениям мусульман, текст Корана вложен в уста Мухаммада самим богом. В основном состав Корана сложился уже после смерти Мухаммада, в середине 7 в. Текст Корана содержит 114 сур (глав). По месту и времени их произнесения Мухаммадом все суры делят на 90 «мекканских» и 24 «мединских».

Большая часть Корана - полемика в форме диалога между богом, говорящим то в первом, то в третьем лице, и противниками ислама или колеблющимися. Помимо собственно религиозных и мифологических сюжетов Коран содержит религиозно-правовые предписания, определяющие «угодный богу» образ жизни и поведения, некоторые правила обрядности и отправления культа.Важнейшим источником для изучения М. М. Служит также священное предание ислама - сунна, основанная на хадисах - рассказах о жизни Мухаммада, вобравших в себя и древние мифологические традиции. Развиваясь под непосредственным воздействием Корана, средневековая М. М. Значительно расширила круг мифологических сюжетов, персонажей и образов. Происходило обогащение М. М. Также за счёт местных мифологических традиций народов, принявших ислам.

В ходе активного освоения новой идеологии в странах Ближнего Востока в период 2-й половины 7-8 вв. Происходило интенсивное насыщение общими понятиями арабского языка, который становится языковой оболочкой формировавшегося мусульманского мировоззрения. В 8 в. Стали зарождаться различные отрасли знания (на арабском языке). Поэтому, едва оформившись, мусульманское мифотворчество всё больше ограничивалось священной историей, космогонией и эсхатологией. Многие мифологические персонажи коранической и послекоранической мифологии постепенно становились также фольклорными и литературными образами.Главную роль, особенно в начальный период послекоранического развития М. М., в т. Ч. В её обогащении сюжетным материалом, мотивами и образами, восходящими к мифологическим повествованиям древней Аравии и Передней Азии, сыграли первые комментаторы Корана, богословы, а также бродячие проповедники и толкователи священного предания.

Наиболее известные циклы такого рода рассказов из священной истории составили особый жанр религиозной литературы, т. И. Кисас ал-анбийа («сказания о пророках»), оказавшей большое влияние на формирование местных мифологических традиций и развитие религиозного фольклора. Деятельность бродячих проповедников послужила промежуточным звеном в последующей трансформации многих рассказов Корана из «священной истины» в притчу, в религиозный фольклор и, наконец, в литературные повествования этико-дидактического содержания.П. А. Грязневич. В. Я. Басилов. Лит. Коран, пер. С араб., 3 изд., Казань, 1907;Коран, пер. И коммент. И. Ю. Крачковского, М., 1963. Вартольд В. В., Ислам, Соч., т. В, М., 1966. Басилов В. Н., Культ святых в исламе, М., 1970.

Бертельс Е. Э., Избранные труды. Суфизм и суфийская литература, М., 1965. Гольдциэр И., Ислам, СПБ, 1911. Его же. Культ святых в исламе, М., 1938. Его же. Лекции об исламе, [СПВ], 1912. Керимов Г. М., Шариат и его социальная сущность, М., 1978. Кнорозов Ю. В., Мазар Шамун-наби, «Советская этнография», 1949, №2. Крымский А. Е., История мусульманства, 2 изд., ч. 1-2, М., 1904. Его же. Источники для истории Мохаммеда и литература о нем, [ч.] 1, 3, М., 1902-06;Масса А., Ислам, пер. С франц., 2 изд., М., 1963. Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв. Курс лекций, [Л.], 1966;Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М., 1969;Толстов С. П., Очерки первоначального ислама, «Советская этнография», 1932, № 2.

Ва1jоn J. М. S., Modern Muslim Koran interpretation (1880-1960), Leiden, 1961. Bell R., The origin of Islam in its Christian environment, L., 1926. Buhl F., Das Leben Mohammeds, 3 Aufl. Darmstadt, 1961. Donaldson D. М., The Shi'lte religion, L., 1933. Geigег A., Was hat Mohammed aus dem Judenthume aufgenommen?,2 Autl., Lpz., 1902. Gibb Н. А. В., Mohammedanism. An historical survey, 2 ed., L., 1969;Grunebaum G. E. Von, Studien zum Kulturbild und Selbstverstandnis des Islams, Z.- Stutt, 1969. Horovltz J., Koranische Untersuchungen, B.-Lpz„ 1926. Kremer A. Von, Geschichte der herrschenden Ideen des Islams. Der Gottesbegritf, die Prophetic und Staatsidec, Lpz., 1868. Kriss R., Кriss-Heinriсh Н., Volksglaube im Bereich des Islam, Bd. 1-2, Wiesbaden, 1960-62.

Mac Donald D. В., The rillglous attitude and life in Islam, Chi., 1909. Massignon L., Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane, P., 1968. Nicholson R. A., Studies in Islamic mysticism, Camb., 1921. Noldeke Th., Das Leben Mohammeds, Nach den Quellen popular dargestellt, Hannover, 1863. Siderskу D., Les origines des légendes musulmanes dans Ie Coran..., P., 1933. Snоuсk-Hurgгоnje Ch., Mohammedan-ism. Lectures on its origin, its religious and political growth, and its present state, N. Y.-L., 1916. Well G., Biblische Legenden der Muselmänner, Fr./M., 1845. Wensinсk A. J., The Muslim Creed, L., 1966.Enzyklopädie des Islam. Hrsg. Von Th. Houtsma, A. Shaade [u. A.], Bd. 1-4, Erganzungsband 1-6, Leiden, 1913-38.

The Encyclopaedia of Islam, ed. By B. Lewis, Ch. Pellat and Schacht, v. 1-6, Leiden-L., 1964-79-. Handwörterbuch des Islam. Herausgegeben von A. J. Wensinck und J. H. Kramers, Leiden. 1941. Schorter encyclopaedia of Islam, ed. By H. A. R. Gibb and J. H. Kramers, Leiden, 1974.П. А. Грязневич, В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Муспелльхейм

В германо-скандинавской мифологии огненная страна, вход в которую сторожит великан Сурт.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Муста-гударг

В мифологии ингушей божество дождя в облике козла. Следы почитания М.-Г. Сохранились в бытовавшем до недавнего времени обряде вызывания дождя - «Муста-гударга». Процессия людей во главе с юношей, ряженым в козлиную шкуру, с культовыми песнопениями обходила дворы селений. Хозяева обливали ряженого водой, одаривали участников процессии различными лакомствами. Считалось, что умилостивленный таким образом М.-Г. Пошлёт долгожданный дождь.А. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Мусун

Мухун, мушун, итчин, в тунгусо-маньчжурской мифологии первоначально сила движения, присущая любому явлению природы (течению реки, оползням и разрушениям гор, раскатам грома, человеческому слову в тех случаях, когда оно влекло за собой действие), а также одарённому сказителю, шаману. Позднее М. - дух-хозяин. Огня (в образе бабушки, живущей под очагом), жилища [старик, живущий под малу (место в чуме, палатке, против входа, за очагом)], реки (живёт в реке, в омутах), гор (живёт на трудных перевалах..

Мут

(mw.t, «мать»), в египетской мифологии богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась «владычицей озера Ашеру» около Фив, на берегу которого стоял её храм. Изображалась в виде женщины. Священное животное М. - корова. Имя М. Писали иероглифом коршуна, который читался «мут». Эпитет М. - «мать матерей». М. Сближалась с различными богинями-матерями - Нехбет, Уто, Нут и др. Так как Амон отождествлялся с Птахом, на М. Были перенесены образ и функции жены Птаха богини-львицы Сехмет (много львиноголовы..

Дополнительный поиск Мусульманская Мифология Мусульманская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мусульманская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мусульманская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 23 символа