Нга

113

В самодийской мифологии божество. 1) В мифологии энцев (в зафиксированном Б. О. Долгих варианте пантеона, близком нганасанскому) и нганасан (н г у о, н г о) общее название божеств, принадлежащих высшему уровню пантеона и относительно равноправных иерархически. У энцев к Н. Относятся живущий в небесном мире Тено-нга («умный бог», его другое имя - Оне-нга, т. Е. «настоящий бог»), старуха - покровительница рождений и женщин Дя-меню'о («земли старуха»), покровитель оленеводства Ирео-понеде («ведающий богатством-стадом»), верховный покровитель энцев и охотничьего промысла Дюбанга («сирота бог»). Главное злое божество Тодоте, подземные божества Сураба-Н. («дьяволы льда»). Повелитель северного ветра («бог севера») Уму-Н.

Живущий в лесу бог юга Педу-Н., обитающий на юге Кео-Н. («бог грома») и др. Некоторые персонажи энецкого пантеона имеют соответствия у нганасан. Дёйба-нгуо, «сирота бог» (демиург, покровитель нганасан), Сырада-нгуо, «дьяволы льда», Кодюо-нгуо, «бог грома». Нганасаны почитали также обитающего на седьмом ярусе неба создателя вселенной Ньылы-тыа-нгуо, его жену Нгуо-ням [«неба мать» (?)], доброжелательного к людям хозяина земли Бойкуо-нгуо («старик-бог»), бога зла Фаннида, с раскрытой пастью караулящего под землёй умирающих. Ведающего переселением душ из умерших в новорождённых Бондуптуо-нгуо. Хозяина растительности Тоттыадуо, одинокого старика, питающегося землёй и остатками пролитой на землю пищи. Хозяев огня супругов Хюде Хуонка и Джали Хэлла.

Быда-нгуо («бога воды»), покровителя семьи и жилища Туй-нгуо («бога огня») и др.2) В описанном Е. Д. Прокофьевой варианте энецкого пантеона, сформировавшемся, очевидно, позднее, под влиянием культурно-языковых контактов с ненцами, Н. - верховное божество-демиург, живущее на седьмом ярусе неба. Отождествляется с Нумом ненцев и селькупов (возможно, предпосылкой этого явилась общность нарицательных значений слов «нум» и «нга». «небо», «погода»). По некоторым данным, его жена - старуха-покровительница Дя-меню'о, старшие сыновья - Тодоте. Минлей, младшие - духи-покровители каха (см. Хэ-хэ).3) Н. В мифологии ненцев - главное злое божество, противостоящее Нуму, олицетворение злого начала. Н. Принадлежит к высшему уровню пантеона, происхождение его образа относится, видимо, к эпохе прасамодийской общности (на что указывает близость функций и свойств Н.

И других богов зла - селькупского Кызы, энецкого Тодоте, нганасанского Фаннида). В некоторых мифах Н. - сын или свояк Нума, местопребывание Н. - подземный мир. Через своих слуг, злых духов нгылека, Н. Насылает на людей болезни, а сам пожирает души умирающих (в результате чего наступает смерть). В некоторых космогонических мифах Н. Наряду с Нумом как демиург участвует в сотворении и упорядочении мира, причём может играть как негативную роль (крадёт у Нума зачаток земли - ком глины, делает человека смертным), так и созидательную (придаёт земле устойчивость, подложив под неё кита, а сверху водрузив гигантский камень - Уральские горы). В другом мифе Н. Создаёт Уральские горы, превратив в каменные глыбы аргиш (олений обоз), который вела дочь Нума (передовой олень - это священная для ненцев гора Минисей).Многие мифы отражают противоборство Н.

И Нума. О грозе как поединке двух божеств, о борьбе Н. И Нума за обладание солнцем и луной, унесёнными Н. В подземное царство, и т. Д. Известен миф, в котором Н. Просит Нума выделить ему столько места для жилья, сколько займёт кончик палки. Нум соглашается, но хитрый Н. Протыкает палкой поверхность земли и завладевает всем нижним миром. Антагонизм Н. И Нума проявлялся (по данным архимандрита Вениамина) также в ритуалах жертвоприношений. Специфичность понятия Н. У ненцев может объясняться как сужением значения термина в ненецком языке (от названия широкого класса божеств до злого божества и, наконец, главного злого бога), так и заимствованием из энецкого языка, при котором название божества у народа-соперника (энцев) стало использоваться как имя соперника верховного бога ненцев,в.

А. Хелимский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Нашгушвзда

Нагучица, в мифологии адыгов уродливая, дряхлая, горбатая старуха, с железными зубами, с грудями, закинутыми за спину. Олицетворяет враждебные человеку силы. Н. - коварная и жестокая воительница, похитительница детей, людоедка. Живёт в избушке в лесу, чаще одна (согласно некоторым сюжетам, - с единственной дочерью, помогающей спастись девушке, пленённой Н.). В адыгском нартском эпосе от Н. Происходит карликовое племя испы. Иногда Н. Играет положительную роль. Если герою удаётся, незаметно подкра..

Наяды

(Naiades, Ναϊάδες). Нимфы вод на материке, т. Е. Рек, источников и стоячих вод. См. Нимфы.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Нгаи

Энгаи, 1) в мифологии масаев (Кения и Танзания) божество неба, громовник, одновременно выступающий и как племенной бог войны (у него просят удачи в военных походах).В мифах Н. Выступает в различных ипостасях. Энгаи-Нарок («Энгаи чёрный») и Энгаи-Наньокье («Энгаи красный»). Энгаи-Нарок - доброе, любящее людей божество, проявляется в синем небе. Его голос - отдалённые раскаты грома. Злое божество Энгаи-Наньокье проявляется в молниях и близких, оглушительных раскатах грома. Молнией оно убивает. Ему..

Нгатхеин

Гнатхейн, Покли, Поxли, в мифологии народа кхьенгов в Бирме и Бангладеш (тибето-бирманская группа) властитель райской страны счастья и судья умерших. Свой суд он правит под деревом. Люди, совершавшие добрые поступки, после смерти там находят всевозможные удовольствия. Чтобы души умерших благополучно достигли Н., нужны особые обряды - на дороге туда души подстерегают и губят гусеницы. Петух, привязанный к ноге умершего, должен отпугивать этих гусениц. Меч, положенный на голову, должен отпугивать ..

Дополнительный поиск Нга Нга

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нга" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нга, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 3 символа