Нгаи

165

Энгаи, 1) в мифологии масаев (Кения и Танзания) божество неба, громовник, одновременно выступающий и как племенной бог войны (у него просят удачи в военных походах).В мифах Н. Выступает в различных ипостасях. Энгаи-Нарок («Энгаи чёрный») и Энгаи-Наньокье («Энгаи красный»). Энгаи-Нарок - доброе, любящее людей божество, проявляется в синем небе. Его голос - отдалённые раскаты грома. Злое божество Энгаи-Наньокье проявляется в молниях и близких, оглушительных раскатах грома. Молнией оно убивает. Ему приносят в жертву чёрную овцу. В некоторых вариантах это не две ипостаси одного и того же божества (которое утром и вечером делается «красным»), а два брата. Энгаи-Наньокье, стремящийся истребить людей, отказывается подчиниться власти Энгаи-Нарока.

Согласно другому варианту, Н. Выступает в трёх ипостасях. Н.-Наныоги («красный бог») - красный, как утренняя и вечерняя заря. Н.-Набор («белый бог») - облачное небо. Н.-Нарок («чёрный бог») - безоблачное, синее небо. Молитвы обращают к Н.-Нарок. По одной из версий, некогда существовало четыре бога. Чёрный добрый бог (собственно обоготворённый предок). Белый бог (отдалённое небесное божество). Красный злой бог и серый бог. Чёрный бог одиноко жил на снежной вершине, другие боги дали ему в спутники юношу. Когда чёрный бог и юноша взяли в жёны женщин окрестного народа и породили масаев, серый и красный боги, раздосадованные тем, что люди расплодились, наслали засуху. Тогда юноша отправился в небо и, поборов богов, достал там дождь - засуха прекратилась.

Юноша считается родоначальником масаев. Позже красный, серый и чёрный боги умерли, остался только белый.В одном, вероятно, более позднем мифе вместо Н. Фигурирует Найтеркоб.Лит. Ноllis А. С., The Masai, Oxf., 1905;Johneton Н. Н., The Uganda-protectorate, v. 1-2, L., 1902. Merker М., Die Masal, В., 1904. 2) В мифологии бантуязычных народов кикуйю (гикуйю) и камба (Кения), заимствовавших у масаев имя божества, громовник, божество дождя. Дождь, молнии, гром, радуга - проявления Н. От него зависят здоровье и жизнь людей и животных. Стихийные бедствия, засухи, эпидемии и т. П. Объясняются гневом Н. Для его умилостивления совершаются жертвоприношения. Спускаясь на землю, Н. Останавливается отдохнуть в своих временных жилищах на высоких горах, чаще всего - на горе Кения (на языке кикуйю - Kere-Nyaga, «гора сияния»), которую он сам и создал.

Соответственно кикуйю называют его Мвене-Ньяга («сияющий»). Жилища Н. Находятся также на «горе большого дождя» (на востоке), «горе ясного неба» (на юге), «горе сна или тайного убежища» (на западе).Н. Выступает в мифах как культурный герой-демиург. Когда человечество только начало заселять землю, Н. Призвал Кикуйю и дал ему его долю - страну, где стали жить кикуйю. От Н. Кикуйю получил жену Моомби. Н. Научил Кикуйю, каким образом следует обращаться к нему за помощью. Затем Н. Послал женихов для девяти дочерей Кикуйю. Образовавшиеся девять семей положили начало девяти главным кланам кикуйю. Они составили одну большую семью. Их общее родовое имя было «дети Моомби» (или «племя Моомби»). Н. Научил людей добывать железо. Установил, что кикуйю и камба должны заниматься земледелием, масаи - скотоводством, ндоробо - охотой.

Н. Аналогичен Леза.Лит. Сayzac P. P., La religion des Kikuyu (Atrique orientale), «Anthropos», 1910, Bd 5, p. 309-19. Hobley Сh. W., Bantu beliefs and magic, L., 1922. Kenyatta J., Facing mount Kenya. The tribal life of the Glkuyu, N. Y., 1962.E. С. Котляр.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Наяды

(Naiades, Ναϊάδες). Нимфы вод на материке, т. Е. Рек, источников и стоячих вод. См. Нимфы.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Нга

В самодийской мифологии божество. 1) В мифологии энцев (в зафиксированном Б. О. Долгих варианте пантеона, близком нганасанскому) и нганасан (н г у о, н г о) общее название божеств, принадлежащих высшему уровню пантеона и относительно равноправных иерархически. У энцев к Н. Относятся живущий в небесном мире Тено-нга («умный бог», его другое имя - Оне-нга, т. Е. «настоящий бог»), старуха - покровительница рождений и женщин Дя-меню'о («земли старуха»), покровитель оленеводства Ирео-понеде («ведающи..

Нгатхеин

Гнатхейн, Покли, Поxли, в мифологии народа кхьенгов в Бирме и Бангладеш (тибето-бирманская группа) властитель райской страны счастья и судья умерших. Свой суд он правит под деревом. Люди, совершавшие добрые поступки, после смерти там находят всевозможные удовольствия. Чтобы души умерших благополучно достигли Н., нужны особые обряды - на дороге туда души подстерегают и губят гусеницы. Петух, привязанный к ноге умершего, должен отпугивать этих гусениц. Меч, положенный на голову, должен отпугивать ..

Нгаук Хоанг

В мифологии вьетов верховное божество. Имя Н. X. Происходит от китайского Юй-хуан («Нефритовый император»), но на него перенесены черты исконно вьетских божеств. Считается, что он перевоплощение бога Тхэн Чу Чёя, упорядочившего вселенную. Н. X. Породил женские божества солнца и луны, вылепил всех животных, начиная со слона, носорога, тигра и кончая мельчайшими букашками. Потом с помощью двенадцати женских божеств - баму, каждая из которых искусна в чём-либо одном. Создании рук, глаз, ушей и т. Д..

Дополнительный поиск Нгаи Нгаи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нгаи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нгаи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 4 символа