Нюй-ва

100

Нюй - гуа, в древнекитайской мифологии архаическое женское божество. Элемент «нюй» означает «женщина», элемент «ва» плохо поддаётся дешифровке. Американский синолог Э. Шефер гипотетически толкует «ва» как «лягушка», считая, что первоначально Н.-в. Могла почитаться как дух дождевых луж, представляемый в виде мокрых, скользких тварей. Китайский учёный Вэнь И-до этимологизировал имя Н.-в. Как женскую ипостась тыквы-горлянки, что увязывается с широко распространёнными у народов Восточной и Юго-Восточной Азии мифами о чудесном рождении первопредков из тыквы.Однако и в поэме «Тянь вэнь» («Вопросы к небу») Цюй Юаня (4 в. До н. Э.), где впервые упоминается Н.-в., и в более поздних памятниках отсутствуют данные, подтверждающие обе гипотезы.

Во всех памятниках рубежа н. Э., как и в изобразительном искусстве, Н.-в. Имеет облик полуженщины-полузмея (в некоторых описаниях у неё ещё голова быка). Очевидно, первоначально она почиталась как прародительница племён ся (в среднем течении Хуанхэ), в основе её культа, вероятно, лежит культ змеи, связанный с культом матери-прародительницы. Согласно варианту мифа (в «Хуайнань-цзы», 2 в. До н. Э.), Н.-в., видимо, порождала людей как некую бесформенную, нерасчленённую массу, а другие мифические герои помогали ей, создавая отдельные части тела и органы. Шан-пянь - глаза и уши, Сань-линь - руки и т. П. По стадиально более поздней версии, приведённой в «Фэнсу тун» («Толкование нравов и обычаев») Ин Шао (2 в. Н. Э.), Н.-в.

Лепила людей из глины, но так как работа была крайне сложна и трудоёмка, она стала опускать в глиняную жижу верёвку и, выдёргивая, стряхивать её. Из летевших на землю комочков и получались люди, от которых пошли бедные и низкородные. Знатные и богатые произошли от тех, кого Н.-в. Вылепила своими руками. В том же памятнике Н.-в. Приписывается установление бракосочетаний. Как богине бракосочетаний под именем Гао-мэй (Гао, «высокий», мэй - жертвоприношение с молением о даровании детей) ей поклонялись, чтобы избавиться от бесплодия и обрести потомство, в её честь исполнялись танцы, по-видимому, эротического характера.Н.-в. Приписывается также восстановление космического равновесия, нарушенного какой-то катастрофой, когда обрушились четыре предела земли (по одной из версий, от удара духа вод Гун-гуна о гору Бучжоу-шань).

Н.-в. Расплавила разноцветные камни и зачинила дыру в небе, затем отрубила ноги у гигантской черепахи и подпёрла ими небо с четырёх сторон земли. Одновременно она боролась и с разлившимися водами, пытаясь устроить запруды, и убила чёрного дракона - воплощение нечисти («Хуайнань-цзы»). В «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна (1 в. Н. Э.) и в более поздних источниках эти мифы соединены между собой, что, возможно, - результат поздней циклизации.На рельефах начала н. Э. Н.-в. Изображается в большинстве случаев вместе с Фу-си, оба - в облике человеко-змеев, причём хвосты их переплетены - символ супружеской близости. Очевидно, соединение Фу-си и Н.-в. В супружескую пару произошло относительно поздно (может быть, к рубежу н.

Э.), но только в 9 в. У поэта Лу Туна Н.-в. Названа женой Фу-си. Согласно «Ду и чжи» («Описание неповторимого и странного») Ли Жуна (примерно 9 в.), когда вселенная была только что создана, Н.-в. Жила со своим братом (подразумевается Фу-си) в горах Куньлунь. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привёл Н.-в. На вершину Куньлуня и произнёс заклинание. «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь. Если нет, - пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом.Атрибутом Н.-в. На древних рельефах является либо тростниковый губной органчик - шэн, изобретение которого ей приписывается, либо угольник - символ квадрата, т. Е. Земли, а также диск луны в руках - символ женского начала - инь (см.

Инь и ян). Миф о Н.-в. Послужил основой для рассказа Лу Синя «Починка неба» (сб. «Старые легенды в новой редакции»).Лит. Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 58-63 и 334-36. Вэнь И-до, Шэньхуа юй ши (Мифы и поэзия), Пекин, 1957, с. 3-68;Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе, М., 1979, с. 10-79. Schafer Е. Н., The Divine woman, dragon ladies and rain maidens in T'ang literature, Berk. - Los Ang. - L., 1973.Б. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Нюй-ва

НЮЙ-ВА - в китайской мифологии женское божество с телом змеи, сотворившее людей из глины. Супруга Фу-си. Изображается часто вместе с Фу-си, с переплетенными змеиными хвостами.. ..

Нюй-ва

В китайской мифологии женское божество с телом змеи, сотворившее людей из глины. Супруга Фу-си. Изображается часто вместе с Фу-си, с переплетенными змеиными хвостами.. ..

Нэлбэй Айысыт

Нэлбэй айыысыт (« широко рассевшаяся»), в якутской мифологии первоначально покровительница рождения детей, позже - божество плодородия. Н. А. - степенная госпожа, одетая в дорожные одежды. Она живёт на восточной стороне земли за пределами обитания людей. Н. А. Внедряет в темя мужчины созданные Юрюнг айы тойоном души (кут и сюр) ребёнка, которые переходят в женщину при соитии её с мужчиной, и она беременеет. Н. А. Имеет власть дарить или не дарить ребёнка, и поэтому у якутов существовал обряд «ис..

Ню-ван

(«князь волов»), Бао-ню да-ван («великий князь охранитель волов»). Ню-лань да-ван («великий князь воловьего загона»), в китайской народной мифологии бог - покровитель крупного рогатого скота. Считалось, что он предохраняет волов и коров от эпизоотии. Согласно одной из традиций (уезд Мисянь провинции Хэнань), Н.-в. По происхождению был учёным, жившим в 13 в. В конце династии Сун. Будучи разорённым и лишённым привычных занятий вследствие установления монгольской династии Юань (с 1280), он, став зе..

Нюйва

В древнекитайской мифологии женское божество, «сотворившее все вещи в мире», в облике женщины-лягушки (иногда женщины-змеи). По легенде, когда Нюйва лепила людей из глины, она опускала в кувшин с глиной веревку, чтобы как следует перемешать глину. Периодически она вытаскивала веревку и встряхивала ее. Из летевших на землю капель получились предки низкорожденных людей. А из тех фигурок, которые богиня сделала своими руками, - знатных. Когда в небе образовались прорехи, Нюйва расплавила разноцветн..

Няннян

(от кит. Простонародного няннян, «государыня», «императрица», восходящего к корню нян, «матушка»), в поздней китайской мифологии класс божеств. Ср. Сун-цзы няннян («государыня, приносящая сыновей») - богиня-чадоподательница, храмы которой назывались в просторечье няннянмяо, Яньгуан няннян («государыня божественного зрения»), охраняющая младенцев от глазных болезней, Цуй-шэн няннян - матушка, ускоряющая роды, и т. П.б. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Нюй-ва Нюй-ва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нюй-ва" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нюй-ва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 6 символа