Оса
Мифопоэтическая символика образа О. Определяется такими её особенностями, как летучесть и изящество, с одной стороны, и навязчивость (усиливаемая монотонным жужжанием), агрессивность, жалящие свойства - с другой. Первой особенностью объясняется в известной мере широко распространённое в ряде традиций представление о том, что О.- душа человека или превращённый мифологический персонаж. В шаманских культурах Сибири было распространено представление о способности души шамана превращаться в О. И в таком виде достигать неба и бога. В Монголии шаманы рассматривали О. Как жилище, в котором укрывается внешняя душа. В эпическом цикле о Гесере лама, задумавший убить Гесера, посылает к нему с этой целью свою собственную душу в виде О.
Каждый раз, когда Гесеру удается схватить О., лама теряет сознание. В ряде традиций душа ведьмы также нередко принимает вид О. (ср. Мотив разоблачения ведьмы человеком, который видит, как во время сна душа в виде О. Внедряется в тело ведьмы), в частности, покидая спящую ведьму, с тем чтобы вредить людям. Эти же свойства О. Мотивируют её функционирование в качестве культурного героя. В сказке африканских чагга (Танзания) О. Получает огонь от бога. Её спутники в полёте за огнём (гриф, орёл-рыболов и ворона) не выдержали трудного пути и погибли. В награду бог делает О. Вождём всех птиц и пресмыкающихся и освобождает её от тягот рождения потомства. Как культурный герой, обучивший людей гончарному искусству, выступает О. И у ряда южноамериканских индейцев.
Во многих традициях О. - образец мудрости, хитрости, ловкости, она выступает как посредник или судья (ср., напр., фольклорную схему, используемую в басне Федра о пчёлах и трутнях перед судом О.). Тему жаления, укуса О. Актуализирует европейская сказка о том, как лиса приводит медведя к дуплу с осиным мёдом и как О. Наказывают медведя. С этой же темой связана и папуасская сказка о том, как О. Приобрели свою окраску. Охотник в лесу случайно наступает на гнездо О., они изжаливают его до смерти. Ночью охотник является во сне перед женой и просит прийти к нему. Наутро жена приходит и предаёт сожжению его тело. О. Сильно обгорают в огне, приобретая чёрный цвет, кроме середины спинки и брюшка, остающихся жёлтыми. Во многих фольклорных текстах (напр., в амхарской сказке) ленивые, склонные к хвастовству, коварные, жалящие О.
Противопоставляются трудолюбивым, скромным и мирным пчёлам. Популярны мотивы вредоносности и хищности О., получившие разработку и в литературе,- от комедии Аристофана «Осы», где хищные интриганы выступают в виде старцев с утрированно большим осиным жалом, до мифологемы О. Мандельштама о могучих хитрых О. (сильных мира сего), «сосущих ось земную».Лит. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. 2, N. Y. 1949, p. 1166-67. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1961, p. 1666.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Оса
На нашем сайте Вы найдете значение "Оса" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оса, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 3 символа