Осел

213

Мифопоэтический образ О. Распространён с глубокой древности (в египетских изображениях О. Известен уже с 4-го тыс. До н. Э.). С одной стороны, О.- священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. П., с другой - символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже О. Рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. П. В буддизме О.- символ аскетизма, униженности. У древних евреев - мира и спасения). В Древнем Египте О.- одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом О. Связан Сет. В Вавилоне в образе О. Представлялся бог Ниниб. В древнееврейской традиции О.

Выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи О. Использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, согласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт, чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к О. Трактовалось античными писателями как культовое почитание его и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические секты, рассматривали О. Как священное животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи - въезд Иисуса Христа на О.

В Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует О. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования О., на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий. Ср. Позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме, отождествляющей жертвенное животное (в данном случае О.) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. Н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.

В средние века О. Связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.В древности О. Был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и, может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте - Пана с Аполлоном) и присуждении победы Марсию (Паяу) фригийским царём Мидасом, которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в одних традициях и мудрости в других), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения О. (одним из атрибутов Силена и Приапа был О.). В мусульманской традиции О.- одно из животных неба. Иногда О. Выступает как ездовое животное божества. В ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом (РВ I 34,9.

116,2. VIII 74,7) или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, проводившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7-9). В китайской традиции О.- божественный скакун. Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в О. Об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания О. На могиле предка должника. Считалось, что душа покойного предка превратится в О., если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея), многочисленные сказки. В сказках О. То является образцом мудрости, благоразумия, хитрости (О. Часто выходит победителем в конфликте с другими), даже предприимчивости (ср.

Сказки об умном, хитроумном, сметливом, говорящем О.), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (О. Своим рёвом привлекает внимание хищников, которые его поедают, и т. П.). Известны сказки о происхождении О. (напр., у алтайских татар). О.- не менее частый персонаж и в литературных произведениях - баснях (у Эзопа, Федра, Видная и т. Д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре» участвует О. Бодуэн, выступающий как придворный проповедник. Образ О. Широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике. В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты и такие композиции, как музицирующий О. Или ясли, около которых находится О., кортеж животных, среди них особо отмечен О., и др.

В народной медицине на О. «отсылают» болезни. Копыта, уши, шкура, помёт О. И особенно волосы из тёмного креста на спине О., который, по народным поверьям, появился в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются целительными.Лит. Фрейденберг О. М., Въезд в Иерусалим на осле, в её кн. Миф и литература древности, М., 1978. Ball С. J., The ass In Semitic mythology, «Proceedings of the Society of Biblical Archaeology», 1910, v. 32. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 88-84;Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1961, p. 142-43, 462;Rоux J.-P., Faune et flore sacrées dans les sociétés altaiques. P., 1966.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Осел

ОСЕЛ дикий (африканский дикий осел) - непарнокопытное животное рода лошадей. Высота в холке 1-1,2 м. Обитает в степях и пустынях Африки. Под угрозой исчезновения, в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Родоначальник домашнего осла, разводимого в странах Африки, Азии и Америки. Используют для перевозки грузов под вьюком и в упряжи.. ..

Осел

(Asinus). — О. Составляет лишь особый подрод в роде лошади (Equus. См.). Он отличается от подрода собственно лошади отсутствием мозолистых утолщений на задних ногах и хвостом, покрытым при основании короткими волосами, а от третьего подрода тигровых или полосатых лошадей (Hippo tigris) — отсутствием полосатой окраски. Сюда относится обыкновенный О. (Equus [Asinus] asinus L.), две диких африканских формы, считаемые за разновидности того же вида. Африканский степной, нубийский О. (Equus asinus var..

Осел

См. Дурак.... ..

Осёл

М.1) Домашнее животное семейства лошадиных с длинными ушами.2) перен. Глупый человек.. ..

Осел

ОСЁЛ осла́. М.. ..

Осёл

Осла, м. 1. Животное сем. Лошадиных, невысокого роста, с большой мордой и длинными ушами. Домашний о. Дикий о. Упрям как о. Кто-н. (очень упрям. Разг.). 2. Перен. О тупом упрямце, глупце (прост. Бран.). Этому ослу ничего не докажешь. II уменьш. Ослик, -а, м. (к 1 знач.). II прил. Ослиный, -ая, -ое. Ослиное упрямство. Ослиные уши (также перен. О недостатках, ошибках, к-рые не удаётся спрятать, скрыть. В этих рассуждениях отовсюду торчат ослиные уши).. ..

Осёл

Осла, м. 1. Животное из сем. Лошадиных, невысокого роста с большой мордой и длинными ушами. 2. Перен. Глупец, дурак, тупой упрямец (бран.). Вы . Публично тыкали на него, называли его ослом, мерзавцем и тому подобное. Чехов. Буриданов осел (книжн.) - о крайне нерешительном человеке. (По имени фр. Философа 14 в. Буридана, к-рому приписывается рассказ об осле, не решавшемся сделать выбор между двумя одинаковыми охапками сена, приведенный им в качестве примера в рассуждениях о свободе воли.). ..

Осёл

Общеславянское слово, восходящее к латинскому asirms.. ..

Осел

Считается общеслав. Заимств. Из готск. Яз., где asilus <. Лат. Asinus.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Осел

Род. П. Осла́, укр. Осе́л, др.-русск., ст.-слав. Осьлъ ὑποζύγιον (Супр.), болг. Осе́л, сербохорв. О̀сао, род. П. Осла, словен. Ósǝl, чеш. Оsеl, слвц. Оsоl, польск. Оsiоɫ, в.-луж., н.-луж. Wоsоɫ. Заимств. Из гот. Asilus от лат. Asinus и сближено с образованиями на -ьlъ типа kоzьlъ, оrьlъ. См. Траутман, ВSW 14. Арr. Sprd. 304. Кипарский 208. Стендер-Петерсен 369 и сл. IIIварц, AfslPh 41, 125 и сл. Вопреки Траутману (там же), балто-слав. Древность нельзя доказать, потому что лит. Ãsilas, др.-прус..

Осёл

Дикий (африканский дикий О.), непарнокопытное ж-ное рода лошадей. Выс. В холке 1-1,2 м. Обитает в степях и пустынях Африки. Под угрозой исчезновения, в Красной книге МСОП. Родоначальник домашнего О., разводимого в странах Африки, Азии и Америки. Используют для перевозки грузов под вьюком и в упряжи. ..

Осёл

(Equus asinus), млекопитающее рода лошадей. От тарпана отличается более крупной головой, длинными ушами, узкими копытами, тонким хвостом с кистью из длинных волос. Выс. В холке 1-1,2 м. Окраска песчано-серая с тёмной полосой вдоль хребта и пересекающей её полосой на лопатках. Обитают в Африке (Сомали, Эфиопия), в пустынях и степях. Держится небольшими табунами. Одомашнен 5-6 тыс. Лет назад в Египте и Эфиопии. Находится под угрозой исчезновения, в Красной книге МСОП. (см. Непарнокопытные) рис. 2 ..

Осел

ОСЕЛ Перевод близкий родич лошади, при скрещиваниях с к-рой дает помеси мула и лошака. О. Нетребователен к корму и условиям содержания. Ценен как вьючное жив. В СССР разводится гл. Обр. В Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Лучшие породы в СССР ростом до 130 см и выше-хамаданские (персидские), бухарские, каршинские и др.. ..

Осел

Домашний, непарнокопытное ж-ное рода лошадей. Произошёл [Произошел] от дикого африканского О. (Equus minus). Одомашнен 5—6 тыс. Лет назад. Две группы пород. Местные О. Африки и Азия в т. Ч. Казахстана, Ср. Азии и Кавказа) и заводские породы, используемые в осн. Для получения пулов (наиб, крупные — французские пуатуские, испанские, каталонские и американские). Осёл марыйской породы О. Выносливы, неприхотливы к кормам и условиям содержания. Используются под вьюком, седлом и в упряжке для перевозки..

Осел

-известное домашнее животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт 30.43). Ослы употреблялись для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Вт 22.10. Ис 30.24). Въезд Господа Иисуса Христа на осле в Иерусалим (в отличие от въездов полководцев в побежденные города на белом коне) символизировал смирение и мир (Зах 9.9. Мф 21.5). Дикие ослы (онагры), во множестве встречавшиеся раньше в Аравии и Палестине, имели неукротимый, злой нрав (Быт 16.12).. ..

Осел

Осел (евр. Хамор, ослица - атон. Греч. Онос). 1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. Владели Авраам (Быт 12:16. 22:3)и Иаков (Быт 30:43). На О. Ездили верхом (Исх 4:20. Нав 15:18. 1Цар 25:20), их использовали как вьючных (Быт 42:26. 1Цар 25:18. Ср. Быт 49:14)и упряжных животных (Втор 22:10. Ис 30:6), причем запрещалось запрягать О. Вместе с волами. Как ездовых животных, О. Использовали воины (1Цар 16:20) и лица, занимавшие высокое положение в..

Осел

(Быт.22:3 ), ослица (Чис.22:21 ) - домашнее животное, весьма часто упоминаемое в ·свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у Евреев в древние времена. У Иова например было пятьсот ослиц (Иов.1:3 ). Стада ослов были иногда столь многочисленны, что требовали особенных приставников (Быт.36:24 ). Домашний осел без сомнения есть самое пригодное для домашних работ животное, и в некоторых местах предпочитается даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время уп..

Оры

(Горы) — богини времен года, ведали порядком в природе. Дети Фемиды. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. В разное время насчитывалось разное число Ор, они также упоминаются под разными именами. В Афинах почитались Талло (Цветущая) и Карпо (Богатая плодами), считавшиеся спутницами Афродиты. Гесиод упоминает имена трех Ор — прислужниц Зевса. Евномии (Законности), Дике (Справедливости) и Эйрены (Мира).(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009...

Оса

Мифопоэтическая символика образа О. Определяется такими её особенностями, как летучесть и изящество, с одной стороны, и навязчивость (усиливаемая монотонным жужжанием), агрессивность, жалящие свойства - с другой. Первой особенностью объясняется в известной мере широко распространённое в ряде традиций представление о том, что О.- душа человека или превращённый мифологический персонаж. В шаманских культурах Сибири было распространено представление о способности души шамана превращаться в О. И в та..

Осетинская Мифология

В формировании О. М. Участвовали скифо-сармато-аланы и местные племена, создатели кобанской культуры бронзового века Центрального Кавказа. В 13-14 вв. На мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали татаро-монголы. Источники для изучения О. М. Крайне скудны, главный из них - нартский эпос, который создавался с 8-7 вв. До н. Э. До 13-14 вв. Н. Э. Некоторые сравнительные данные содержатся в трудах древних античных авторов (Геродот, Аммиан Марцеллин и др.), а также в скифо-сармато-а..

Осина

Семантика мифопоэтического образа О. Мотивируется двумя особенностями этого дерева - дрожанием листьев даже при тихой погоде (научное название О.- Populus tremula, т. Е. «тополь трясущийся». Ср. Франц. Tremble и др.) и красноватым оттенком древесины. У славян, балтов, германцев, кельтов, отчасти у народов Поволжья, Сибири, Алтая, североамериканских индейцев и даже у народов Северной Африки О.- отрицательно отмеченное, проклятое дерево. Иногда её проклятость связывается с тем, что, в отличие от в..

Осел

Означает покорность, терпение, мир, глупость, упрямство, плодовитость, похоть. Ослиная голова рассматривалась как источник плодородия. Как скотина, вечно тащущая воз, осел олицетворяет бедняка. В христианстве символизирует рождение Христа, бегство в Египет, въезд в Иерусалим. Образы осла использовались для изображения евреев и синагоги, и имели сатанические аллюзии. Эмблема святого Германуса. В египетской культуре осел служил эмблемой Сета в его тифоническом аспекте. Это инертная сила, зло. У гр..

Дополнительный поиск Осел Осел

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Осел" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Осел, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа