Осел
Мифопоэтический образ О. Распространён с глубокой древности (в египетских изображениях О. Известен уже с 4-го тыс. До н. Э.). С одной стороны, О.- священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. П., с другой - символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже О. Рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. П. В буддизме О.- символ аскетизма, униженности. У древних евреев - мира и спасения). В Древнем Египте О.- одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом О. Связан Сет. В Вавилоне в образе О. Представлялся бог Ниниб. В древнееврейской традиции О.
Выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи О. Использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, согласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт, чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к О. Трактовалось античными писателями как культовое почитание его и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические секты, рассматривали О. Как священное животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи - въезд Иисуса Христа на О.
В Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует О. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования О., на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий. Ср. Позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме, отождествляющей жертвенное животное (в данном случае О.) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. Н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.
В средние века О. Связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.В древности О. Был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и, может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте - Пана с Аполлоном) и присуждении победы Марсию (Паяу) фригийским царём Мидасом, которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в одних традициях и мудрости в других), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения О. (одним из атрибутов Силена и Приапа был О.). В мусульманской традиции О.- одно из животных неба. Иногда О. Выступает как ездовое животное божества. В ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом (РВ I 34,9.
116,2. VIII 74,7) или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, проводившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7-9). В китайской традиции О.- божественный скакун. Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в О. Об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания О. На могиле предка должника. Считалось, что душа покойного предка превратится в О., если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея), многочисленные сказки. В сказках О. То является образцом мудрости, благоразумия, хитрости (О. Часто выходит победителем в конфликте с другими), даже предприимчивости (ср.
Сказки об умном, хитроумном, сметливом, говорящем О.), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (О. Своим рёвом привлекает внимание хищников, которые его поедают, и т. П.). Известны сказки о происхождении О. (напр., у алтайских татар). О.- не менее частый персонаж и в литературных произведениях - баснях (у Эзопа, Федра, Видная и т. Д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре» участвует О. Бодуэн, выступающий как придворный проповедник. Образ О. Широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике. В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты и такие композиции, как музицирующий О. Или ясли, около которых находится О., кортеж животных, среди них особо отмечен О., и др.
В народной медицине на О. «отсылают» болезни. Копыта, уши, шкура, помёт О. И особенно волосы из тёмного креста на спине О., который, по народным поверьям, появился в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются целительными.Лит. Фрейденберг О. М., Въезд в Иерусалим на осле, в её кн. Миф и литература древности, М., 1978. Ball С. J., The ass In Semitic mythology, «Proceedings of the Society of Biblical Archaeology», 1910, v. 32. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 88-84;Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1961, p. 142-43, 462;Rоux J.-P., Faune et flore sacrées dans les sociétés altaiques. P., 1966.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Осел
На нашем сайте Вы найдете значение "Осел" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Осел, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 4 символа