Пастух

148

Пастырь, в мифопоэтической традиции имеет функции охранителя, защитника, кормильца, путеводителя, мессии, патриарха, вождя и т. Д. П. Считаются причастными к природной мудрости, тайне общения с животными и растениями, с небесными светилами и подземным царством (душами мёртвых), к идее времени, понимаемой как ритм жизни вселенной, определяющий и ритм жизни человека и природы (ср. П.-звездочётов). Особенно важную роль образ П. Играет в скотоводческих традициях. У древних евреев бог - П., земля подобна пастбищу, а люди - скоту, охраняемому П. «Пастырь Израиля. Внемли. Водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви себя», Пс. 79, 2. Но «горе негодному пастуху, оставляющему стадо!...» (Зах. 11, 17, ср. Образы дурных П.

- пастырей Израилевых у Иезекииля, 34,1-31). Предпочтительность пастушества и скотоводства явствует из истории человеческой первосемьи. «И был Авель пастырь овец. А Каин был земледелец». Быт. 4, 4. П. Были фактически и Авраам (как владелец стад и пастырь еврейского народа), и его преемники и потомки, царём становится П. Овец Давид. В Новом завете на первое место выдвигается переносная трактовка образа П. «Итак, опять Иисус сказал им. Истинно, истинно говорю вам, что я дверь овцам. Я есмь дверь. Кто войдёт мною, тот спасётся. Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец...» (Ио. 10, 1- 16, ср. Также Ефес. 4, 11, Евр. 13,20 и др.). Характерен мотив поклонения П. Младенцу Иисусу Христу (Лук. 2, 8-20).В иранской традиции Ахурамазда, создавший скот, ставит его перед выбором - принадлежать или не принадлежать П.

(«Ясна» 31, 9). И выбор был сделан в пользу П. В хорошем хозяине - П. Для скота заинтересованы и боги (29, 1-2), и Заратуштра, молящий об удалении от скота дурного хозяина (33, 3-4) и обращающийся к Арматай с просьбой взять скот под свою защиту (48, 5). Душа скота вопиет к богам о добром пастыре, и боги дают скоту Ахурамазду, отвращающего от него Айшму и приверженцев Друга (29, 2). Но враги П. И скота, поклонники дэвов опустошают пастбища, убивают П., и душа скота требует другого П.- могущественного правителя (29, 9) Виштаспу (46, 14). Сама жизнь уподобляется обильной пастьбе, при которой П. - боги (48, 11). Присягающий зоро-астрийскому символу веры отрекается от хищения я захвата скота и обещает свободную жизнь П.-скотоводам.

Одно из трёх социальных членений авестийского общества носит название «доставляющий траву скоту» (авест. Vastryafsuyant-). Воплощение в П. Третьей (по предложенной Ж. Дюмезилем классификации) социальной функции - связанной с производительностью, изобилием - известно в ряде традиций.В индийской мифологии «пастухом (мира)» именуются Пушан (РВ Х 17, 3. 139, 1), Варуна и Митра (РВ V 62, 9. VIII 25, 7. 41, 8), как П. Выступают А гни и Индра (ср. РВ I 94, 5 и др. В гимне-заговоре на возвращение коров, Х 19, в качестве П., которые должны вернуть коров домой, выступают Агни, Сома и Индра). Васиштха выступает П. Коровы желаний Сурабхи, которую тщетно пытается отнять у него Вишвамитра. Богом-П., покровителем П. Почитается Кришна. В греческой мифологии фактически П.

Выступают Аполлон. Аргос, которому Гера поручила стеречь обращённую в корову Ио, Гелиос, владелец тучных стад белоснежных быков, великан Герион, Парис, божественными П., покровителями П. Являются Пан и Дафнис, создатель пастушеских песен. П. Часто поэт, музыкант, певец, изобретающий новые напевы, поэтические и музыкальные формы или новые инструменты (как Пан - свирель-сирингу). Ср. Также Кришну, играющего на флейте, царя Давида, певца-гусляра, которому приписывалось составление псалмов, поэта-певца Бояна, «Велесова внука».В других традициях, прежде всего земледельческих, П. Может рассматриваться как образ дикого кочевника, разбойника, например в Египте, особенно, видимо, после вторжения гиксосов. Ср. Слова Иосифа братьям.

«...мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46, 34).Один из наиболее древних образов бога-П. Связан с мифом об умирающем и воскресающем боге (ср. Думузи - Таммуз, Аттис). П. Включается в схему т. Н. Основного индоевропейского мифа. Так, в белорусских или литовских версиях неоднократно фигурируют П. Стада или стад скота (обычно их четыре, соответственно иногда выступают четыре П.), который переходит от бога-громовержца к его противнику (змею, чёрту и т. Д.), а затем снова возвращается к громовержцу. П. Являются, по существу, божествами-антагонистами, борющимися за стадо, например Индра и Вритра (или Вала) в ведийской традиции, Перун и Велес в славянской, Перкунас и Велняс, Велс в балтийской и т. Д. Индоевропейский корень *uеl-, кодирующий имя противника громовержца и подземное царство-пастбище (ср.

Греч. 'Ηλύσιος λειμών, «Елисейские поля», др.-исл. Vollr, «луг», лувийск. Ulant-, «мёртвый», тохар. Wlalune, «смерть»), обозначал, видимо, и скот как богатство (ср. Словен. Last, из *vlastь, «собственность»), и П. Как собственника скота (ср. Чеш. Vlastnik, «собственник», возможно, словац. Диал. Veles, «пастух»). Таким образом восстанавливается связь П. С подземным царством и смертью, а также мифологема о боге этого царства как П., пасущем души мёртвых.Наряду с земным и подземным П. Мифологическая традиция знает и небесных П. Солнце, пасущее землю и всё, что на ней находится, месяц, пасущий звёзды (а иногда и души умерших). Нередко всевидящий П. - солнце вершит суд. «Господин мой, бог небесный солнца, человечества пастух. Ты над человеком, над собакой, над свиньёй да и над зверем диким ежедневно суд вершишь, бог солнца!», - говорится в хеттском гимне солнцу.

В хетто-лувийском стихотворном гимне бог солнца и богиня Камрусепа чешут овцам шерсть, бросают вычески, кладут шерсть в воду, моют и т. Д., а также судят, рядят и совершают жертвоприношение. Ср. Также греческих Гелиоса, Аполлона, китайскую мифологическую легенду о небесном любовнике Ню-лане («волопас»), муже «ткачихи» Чжи-нюй.Особое положение П. Среди людей, их отьединённость от коллектива объясняют нередкий мотив воспитания П. Брошенного царского сына (напр., Париса, Эдипа). То обстоятельство, что П. Мог восприниматься ближе к природе, чем к культуре, к животному миру, чем к человеческому, объясняет мотивы нечеловеческой (или двойственной) природы П. (ср., например, сказочный мотив П.-оборотня, Афанасьев № 222).

В отношении П. Существуют многочисленные табу, предполагается, что П. Может испортить скот и даже его хозяина, обладает колдовской силой и особыми оккультными знаниями, общается с духами полей, лесов, гор, водяными, различными божествами и духами, покровителями скота и П., ср. В балтийской мифологии. Латышские Усиньш, Тенис, Мартин, Михаил, литовские Гониглис, Сиричус, Крукас (Кяулю Крукас), Ератинис, Карвайтис и др., а также трансформацию образа святого Георгия как покровителя скотоводов у славянских народов.Лит. Фрезер Д ж. Золотая ветвь, в. 3, М., 1928, с. 62. Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974. Jobes G„ Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p.

1434-35. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972.Вторичная пастушеская мифология уходит корнями в фольклор и формируется в собственно литературных текстах. Характерная черта этой мифологизирующей системы - установка на конструирование образа идеального естественного человека и его жизни на лоне природы, в согласии со всем живым, когда любовь и искусство - основные стимулы жизни и одновременно основные занятия. В этой мифологии существенно различать обработку традиционных тем и сюжетов, как, например, в сценах поклонения волхвов в рождественских спектаклях средневекового и народного театров, или в образе Кришны-П. В «Кришнаяне» Сурдаса (15 в.), и т. Н. Буколическую литературу, где тема пастушеской жизни и образ П.

Воссоздаются заново.в. Н. Топоров. Буколическая тема представлена в античной поэзии и романе (Феок-рит, Вергилий, «Дафнис и Хлоя» Лонга), в скульптуре, росписях интерьеров, пластике саркофагов и т. Д. Эту традицию продолжают раннехристианские росписи катакомб, саркофагов, мозаики, ср. Особенно образ Хри-ста-П. [распространены два его типа. Безбородый юноша среди стада, продолжающий античный тип Орфея среди животных, и зрелый муж с «заблудшей» овцой на плечах, т. Н. «добрый пастырь», восходящий к античным (Меркурий), а возможно, и к египетским источникам]. В изобразительном искусстве зрелого и позднего средневековья в качестве П. Фигурируют Иаков и Иоаким, распространены сцены благовестия пастырям и поклонения пастырей (15-16 вв.).

Встречаются и прямые отзвуки античной буколики (напр., в гомилиях Григория Назианзина и иллюстрациях к ним). В протестантских «летучих листах» и сатирической живописи 16 в. Возрождается образ «доброго пастыря» (==лютеранская вера), спасающего овцу из овина, разоряемого разбойниками (= католические священнослужители). В католических странах в 17 в. Распространяется тип девы Марии-пастушки.Буколическое миросозерцание отражает пасторальная литература (восходящая к средневековой пастореле). «Амето», «Фьезоланские нимфы» Дж. Боккаччо, «Горные пастушки» Ф. Саккетти, «Аркадия» Я. Сан-надзаро, отчасти «Амадис Гальский», поэзия Лоренцо Великолепного, А. Полициано, отчасти Ф. Петрарки, «Аминта» Т. Тассо, «Верный пастух» Б. Гварини, «Астрея» О.

Д'Юрфе, «Календарь пастуха» Э. Спенсера, «Аркадия» Ф. Сидни, «Гранида» П. - К. Хофта и т. Д. В живописи Возрождения образ П. Представлен у Джорджоне, Тициана, П. Бассано и др. Среди пастушеских сюжетов, популярных в изобразительном искусстве 16-18 вв., - Эрминия и П. (по «Освобождённому Иерусалиму» Т. Тассо), Гранида и П. (по «Граниде» П. К. Хофта), из «Верного пастуха» Б. Гварини, «Et in Arcadia ego» (идея Бренности в образе П., созерцающих надгробие с надписью «Я (т. Е. Смерть) пребываю и в Аркадии» (позднее трактовалась как «И я жил в Аркадии»), Гверчино, Н. Пуссен и др.].Настроение карнавального маскарада главенствует в пасторальных «садах любви» 18 в. (А. Ватто, галантная лирика и сопутствующая ей графика. Тема игры П. И пастушек нередко переплетается с философским либертинизмом, поданным в гротескно-эротическом обличье).

Сентиментальная идеализация присуща образам П. У С. Геснера, И. П. Хебеля, Ж.-П. Флориана, А. П. Сумарокова, И. Ф. Богдановича и др. Пасторальная окраска свойственна произведениям Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, Л. Стерна, А. Попа, У. Блейка, У. Вордсворта (ср. Также «Спящий пастушок» А. Г. Венецианова). В американской литературе 19 в. Нередко характер пасторали носит изображение «простой и честной» жизни П.-ковбоев. В 20 в. Метафорика П. Представлена в буколических идиллиях А. Матисса, П. Пикассо, А. Майоля, у немецких экспрессионистов (ср. Также пасторализм «Видения отроку Варфоломею» М. В. Нестерова). Лит. Пуцко В. Г., Античные мотивы в гомилиях Григория Назианзина и их отзвуки в византийской иллюстрации, в сб. Античность и Византия, М., 1975. Смирнова И. А., Тициан и тема «сельской сцены» в венецианской живописи XVI в., в сб.

Проблемы культуры итальянского Возрождения^ Л., 1979. Eisenetadt М., Watteaus Fetes galantes und ihre Ursprünge, В., 1930. Legner A., Der gute Hirte, Düsseldorf, 1959. Nicosia S., Teocrito e I'arte tl-gurata, Palermo, 1968. Rosenmeyer T. G., The green cabinet. Theocritus and the european pastoral lyric. Berk. - Los Ang., 1969. Poggioli R., The oaten flute. Essays on pastoral poetry and the pastoral ideal, Cambr., 197S. Schuhmacher W. N. Hirt und «Outer Hirt», Roma - [e. A.], 1977.М. Н. Соколов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пастух

Девий пастух. Горьк. Ирон. То же, что девичий пастух. БалСок, 32.. ..

Пастух

М.Тот, кто пасет скот.. ..

Пастух

ПАСТУ́Х -а́. М. Тот, кто пасёт стадо. Нанять пастуха. Идти в пастухи. Ходить в пастухах.. ..

Пастух

-а, м. Работник, пасущий скот. П.-оленевод. II уменьш.-ласк. Пастушок, -шка, м. II ж. Пастушка, -и. II прил. Пастушеский, -ая, -ое и пастуший, -ья, -ье. Пастуший рожок. Пастушеские племена (скотоводческие).. ..

Пастух

Пастуха, м. Работник, пасущий скот. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. Пушкин. Без пастуха овцы не стадо. Пословица.. ..

Пастух

Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от ныне исчезнувшего существительного пасть – "пастьба, пастбище". См. , .. ..

Пастух

Пасту́х род. П. -а́, укр. Пасту́х, др.-русск., ст.-слав. Пастоухъ ποιμήν (Остром., Супр.), болг. Пасту́х, сербохорв. Па̀стух, словен. Pastúh "жеребец", польск. Раstuсh "пастух", чеш. Pastucha (м.) – то же. В качестве табуистического названия пасту́х имеет знач. "домовой, леший". См. Хаверс 114. Образовано от пасу́, пасти́ аналогично пету́х. Ср. Вондрак. Vgl. Gr. I, 591.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пастух

ПАСТУХ Перевод работник, обслуживающий стадо на пастбище. Работа П. Требует опыта и подготовки. П. Должен не только хорошо знать время и место пастьбы, но и правила ухода за жив., уметь оказывать первую помощь при заболеваниях и отелах и т. П. В П. Должны назначаться вполне проверенные, надежные колхозники, зарекомендовавшие себя безусловной преданностью колхозному делу. Пастушья сумка. 1- взрослое растение. 2-цветок. 3-плод стручок. 4 - то же, раскрыт. Работа старшего П. Оценивается в колхоз..

Пастух

, работник, обслуживающий скот на пастбище. Охраняет стадо, пасёт [пасет] скот, поит ж-ных, наблюдает за наступлением охоты у маток, выделяет и отправляет маток для случки, оказывает ж-ным первую помощь, участвует в проведении вет.-сан. Мероприятий по указанию ветврача. В нек-рых х-вах П. В зимнее время выполняют обязанности скотника. II. Овец наз. Чабан, кр. Рог. Скота — гуртоправ.. ..

Пастух

— евр. Роэ. Пастух. Предки евреев, во время патриархов были скотоводами и кочевали со своими стадами. Потому часто Библия дает нам много картин из пастушеской жизни. Наблюдение за стадами поручалось не только слугам, но и сыновьям и дочерям знатных лиц (Быт. 30:29. 29:6. Исх. 2:19). Рабство в Египте много содействовало приобретению привычки к оседлой жизни и мы часто видим, что те колена, которые еще имели склонность к кочевой пастушеской жизни, избрали себе подходящее для этого место на восточн..

Пастух

ПАСТУХОВ ПАСТУХ ПАСТУШЕНКОФамилия из запросов посетителй. Образована от именовани я профессии отца - пастух.. ..

Парфенос

Партенос, Парфена (Παρθένος, «дева»), в греческой мифологии. 1) прозвище (эпик-леса) Афины, от которого произошло название главного афинского храма Парфенон. 2) дочь Стафила, сына Диониса, и Хрисофемиды, дочери Агамемнона и Клитеместры. Отец доверил П. И её сестре Мальпадии сторожить погреб, в котором хранились сосуды с дорогим вином. Сестры заснули, и свиньи, пасшиеся у дома, опустошили погреб, перебив все сосуды. Боясь гнева отца, девушки в отчаянии бросились со скалы в море, но были спасены п..

Пасифая

Мифологические персонажи:1) жена критского царя Миноса, дочь Гелиоса, сестра Кирки, мать Андрогея, Минотавра, Федры и Ариадны;2) богиня прорицательница, дочь Атланта, иногда отождествляется с Кассандрой.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Патала

(др.-инд. Pâtâla-), в индуистской мифологии общее название семи подземных областей, в которых живут дайтьи, данавы. Наги и другие божества, противостоящие богам, обитающим в небе. Названия этих областей разнятся в источниках (см. 246 75-76. Вишну-пур. II 6. Бхаг-пур. V 24 и др.), и только нижняя среди них постоянно именуется просто П., или «Нагалока» («мир нагов»), поскольку её населяют нагизмеи. П., или «Нагалока», считается прекраснейшим местом в мире и, по словам мудреца Народы, превосходит с..

Патекатль

(«он из страны лекарств»), в мифологии ацтеков божество, олицетворение трав и корней, необходимых для приготовления вина октли, муж богини агавы Майяуэль. Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках. Первоначально был божеством хуастеков, одного из племён майя.р.к.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Пастух

1) начальник отpяда в ИТК, 2) сотpудник милиции. ..

Дополнительный поиск Пастух Пастух

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пастух" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пастух, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа