Петр

198

(греч. Πετρος, перевод арам. Kephâ - Кифа, «камень»), в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, брат Андрея. Первоначальное имя - Симон, Кифой наречён Иисусом Христом в момент призвания или избрания двенадцати апостолов (Ио. 1, 42. Мк. 3, 16. Матф. 16, 18). П. - сын Ионы (Матф. 16, 17) или Иоанна (Ио. 1, 42, 21, 15 и др.), происходил из города Вифсаида в Галилее (Ио. 1, 44), до встречи с Христом жил в Капернауме (Мк. 1, 21 и 29), занимаясь рыболовством (Мк. 1, 16). История призвания П. Излагается по-разному. Христос увидел Симона, рыбачившего вместе с Андреем на море Галилейском, и позвал обоих за собой, прибавив. «Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1, 16-18. Мотив рыболовства обретает сакральный смысл, смежаясь с архетипами воды и рыбы, важными для христианского символизма).

Симона привёл к Христу Андрей, первым последовавший за Христом (Ио. 1, 40-42).П. Занимает особое положение среди апостолов. Его именем открывается перечень двенадцати избранных (Матф. 10, 2. Мк. 3, 16. Лук. 6, 14), о нём Иисус Христос говорит. «Ты Пётр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют её», ему предназначает ключи небесного царства (Матф. 16, 18-19), его Христос учреждает пастырем над своими «агнцами» (Ио. 21, 15-17). По преданию евангелистов, П. Непрестанно свидетельствует Христу свою любовь и преданность, но по свершении тайной вечери Христос предрекает его троекратное отречение «в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух» (Матф. 26, 34-35. Ср. Мк. 14, 27-31. Лук. 22, 31-34. Ио. 13, 37-38). Уже во время молитвы Христа в Гефсиманском саду, начальной точке крестного пути, трое ближайших учеников (в их числе П.) подпали сонливости и были укоряемы Христом (Матф.

26, 37-46. Ср. Мк. 14, 33-42. Лук. 22, 40-46). Когда же Христос был схвачен и приведён к первосвященнику Каиафе, П., последовавший за учителем и узнанный людьми, не только трижды отрекается, но клянётся и божится, что не знает Иисуса. Пение петуха напоминает ему пророчество Христа и вызывает слезы раскаяния (Матф. 26, 69-75. Мк. 14, 66-72. Лук. 22, 56- 62. Ио. 18, 17 и 25-27). Некоторые новозаветные тексты указывают, что П. Был первым из апостолов, кому является по воскресении Христос (Лук. 24, 34. 1 Кор. 15, 5). Христос облекает его пастырской властью - после троекратного вопрошения о любви, снимающего троекратность отречения П. (Ио. 21, 14-17). В дальнейшем П. Проповедует, крестит новообращённых, совершает чудесные исцеления, воскрешает из мёртвых благочестивую девицу Тавифу (Деян.

9, 36-42). Ирод Агриппа, желая угодить иудеям, заключает П. В темницу, откуда его чудесно выводит ангел (12, 1-11. 5, 17-23. 16, 22-26). Проповедническая деятельность П. Разворачивается преимущественно на востоке. По традиции считается, что П. - учитель иудеев, а Павел - язычников (Гал. 2, 7-8) и что П. Некоторое время занимал антиохийскую кафедру. Апокрифические предания прочерчивают последующий путь П. Из Сирии в Каппадокию, Галатию и Понт, где он длительное время епископствует в Синопе вместе с Андреем и откуда, расставшись с братом, отправляется в Рим. Подвижничество и мученическая смерть П. В Риме - источник многих легенд. С начала 3 в. У церковных писателей встречаются упоминания легенды о состязании П. С самаритянским магом Симоном (Симон маг), который с демонской помощью показывал римлянам чудеса магии, выдавая себя за бога, и был посрамлён П.

В первоначальном виде легенда содержалась в апокрифических «Деяниях Петра», породивших ряд позднейших апокрифов, повествующих также о мученичестве П. Согласно последним, П., отвращая своей проповедью многих женщин от брака и порочной жизни, навлекает на себя ненависть римских властей (обычный для древней агиографии мотив). Поддавшись уговорам учеников, предупредивших его об опасности, П. Ночью покидает Рим. За городскими воротами он встречает Иисуса Христа, обращается к нему с вопросом. «Куда идёшь, господи?» (лат. Quo vadis, Domine?) и слышит в ответ. «В Рим, чтобы быть снова распяту». С этими словами Христос возносится на небо, а П., поняв, что этим предрекается его собственная мученическая смерть, возвращается в Рим.

Здесь он схвачен и приговорён к кресту. Не желая оскорбить бога, уподобившись ему в роде смерти, П. Просит распять его вниз головой. Будучи распят, П. Обращается к народу с проповедью тайны креста. Крест обращённый (перевёрнутый) - символ Адама, грехопадение которого извратило божественный строй, а прямостоящий - символ Христа, восстановившего этот изначальный порядок. Вертикальный устой крестного дерева символизирует логос, слово, божественное в богочеловеке, а горизонтальная перекладина - человеческую природу в нём. Окончив проповедь, П. Испускает дух. Мученичество П. И Павла относят обычно к эпохе нероновых гонений. Римское (как и антиохийское) предание рассматривало П. Как основателя местной епископии (преемство по отношению к «князю апостолов» было истолковано западной традицией как обоснование примата папы среди епископов).Помимо «Деяний П.» известно ещё несколько древних апокрифов, носящих его имя.

«Евангелие от П.», «Откровение П.», «Керигма П.» и др.Христианская иконография часто совмещает образы П. И Павла. К 4 в. Окончательно складывается иконографический тип, в соответствии с которым П. Изображается с широким лицом, курчавыми волосами и округлой бородкой (в отличие от узколицего, лысого и длиннобородого Павла). Одиночные изображения П. В восточной иконографии почти не встречаются, зато постоянны на Западе. Западное средневековье, видящее в П. Основоположника римской церкви, изображает его в папском облачении, а позже - в тиаре (напр., статуя на северном портале Шартрского собора, нач. 13 в.). Древний атрибут П. - пастырский посох с крестом - с нач. 5 в. Вытесняется ключами, обычно - двумя (от райских и адских врат), редко - тремя.

Вручение Иисусом Христом ключей П. (лат. Traditio clavium) - постоянный мотив иконографии (напр., мозаика в мавзолее святой Констанцы, 4 в., Рим. Средневековые миниатюры). Не менее важен образ П. - привратника и ключаря небесного для такого жанра средневековой литературы, как видения загробного мира, и фольклора (ср. Фаблио о виллане, пробравшемся в рай). В западном фольклоре П. Выступает также спутником в странствиях явившегося на землю Христа [в русских сказках эта роль отводится обычно Николаю Угоднику или апостолу Иоанну. Ср. Учение исмаилитов в исламе, где П. (Бутрус) как «самит» (араб. «молчащий») сопровождает Христа (Ису) как «натика» (араб. «говорящий»), что соответствует роли Аарона при Моисее и Али при Мухаммаде].В иконографии страшного суда образ П.

Соотносится с образом Моисея (ту же параллель можно усмотреть в изображениях легендарной сцены в темнице, где П. Чудесно источил воду из камня). В отличие от византийской и древнерусской иконографии, в основном ограничивающей себя при изображении деяний П. И Павла пределами новозаветных эпизодов, западное искусство широко использует апокрифические мотивы, такие, как борьба П. С Симоном магом, встреча с Христом в момент бегства из Рима (Quo vadis. Напр., картина А. Карраччи), распятие П. (картина Караваджо, фреска Микеланджело). Используются и новозаветные сюжеты. Сон учеников и слезы раскаявшегося в отступничестве П. (Эль Греко), освобождение П. Ангелом из темницы (Рафаэль), воскрешение Тавифы и др.Лит. Lietzmann Н., Petrus und Paulus in Rom, Bonn, 1915.

Lipsius R. A„ Die Apokryphen, Apostelgeschichten und Apostellegenden, Bd 2, Amsterdam, 1976.О. Е. Нестерова.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пётр

I(греч. Pétros, буквально — камень, скала. Прозвище) (настоящее имя Симон), в новозаветной мифологии апостол, один из ближайших учеников Христа. Согласно евангелиям, сын Ионы из Бетсаида, рыбак. Образ П. В евангелиях противоречив. По Евангелию от Матфея П. Первым провозгласил Иисуса мессией (Христом), за что Христос назвал его «камнем», на котором будет воздвигнута церковь. В том же Евангелии рассказывается о трёхкратном отречении П. От учителя. В «Деяниях апостолов» П. После распятия Христа яко..

Петр

ПЕТР (?-1326) - русский митрополит с 1308. Перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Канонизирован Русской православной церковью.. ..

Пётр

ПЁТР (?-1326), митрополит Киевский и Всея Руси. Поддерживал московских князей в их борьбе с Тверью. Перевёл митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Автор поучений и посланий. Иконописец. Канонизирован Русской православной церковью.2.. ..

Пётр

ПЁТР (. - 1326), митрополит> всея Руси (с 1308). Поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение владимирское. В 1324 перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, где в Кремле основал Успенский> собор. Автор> поучений, посланий. Занимался иконописью. Канонизирован Русской православной церковью.. ..

Петр

1. Имя ряда европейских королей и императоров.ИМПЕРАТОРЫРоссия.Петр I ВеликийПЕТР II(1715-1730), российский император с 1727. Сын царевича Алексея Петровича, внук Петра Великого, родился 22 октября 1715 в Санкт-Петербурге. В 1727 провозглашен наследником трона вдовой Петра Великого Екатериной I, незадолго до ее смерти. Князь Александр Данилович Меншиков поддерживал Петра II, полагая, что молодой царь женится на его дочери Марии. Однако Петр, попав под влияние враждебно настроенного к Меншиковым ..

ПЁТР

Пётр Иванович. Разг. Шутл. Управление московского уголовного розыска на ул. Петровке, 38. Кз., 60.. ..

Петр

Лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые.Страдающий плотию перестает грешить.Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов.У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. (Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Петр

Древнерусский зодчий 12 в. Строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (начат в 1119).. ..

Петр

Род. П. Петра́, др.-русск., ст.-слав. Петръ (Супр.). Из греч. Πέτρος. Петро́во креще́нье – название религиозной секты (Мельников 8, 171 и сл.), которая совершает крещение слезами верующих в память о слезах св. Петра, когда он отрекался от господа.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пётр

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. На основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. И Ф. (1547) в сер.мм XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит б..

Пётр

        (годы рождения и смерти неизвестны), древнерусский архитектор. Строитель Георгиевского собора (начат в 1119) Юрьева монастыря в Новгороде. Петру приписываются также другие соборы города - Николо-Дворищенский (на Торговой стороне, заложен в 1113) и Рождества Богородицы в Антониеве монастыре (заложен в 1117). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Пётр

(в миру Пётр Фёдорович Полянский) (1862, Воронежская губерния — 1937, Верхнеуральск Челябинской области), местоблюститель Патриаршего престола. Из духовенства. Окончил Московскую духовную академию (1892) и оставлен при ней помощником инспектора. С ноября 1896 преподаватель греческого языка в Звенигородском духовном училище Московской епархии. С декабря 1896 смотритель Жировицкого духовного училища. В 1897 защитил магистерскую диссертацию «Первое послание Святого апостола Павла к Тимофею. Опыт ис..

Петр

— а Новом завете один из апостолов, первым провозгласивший Христа мессией. Церковное предание называет П. Первым римским епископом. ..

Пётр

(. - 1326), митрополит всея Руси с 1308. Поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение. В 1325 перенес свою резиденцию в Москву. Канонизирован Русской православной церковью.. ..

Петр

Имя происходит от древнегреческого слова "петра", означающего "утес, каменная глыба". Петр - любознательный мальчик. С раннего возраста он начинает мучить родителей вопросами. Его интересует все. Зачем строят гнезда птички, где ночью находятся трамваи, как устроен будильник. Маленький Петр музыкально одарен, у него может быть неплохой голос. Родителям было бы неплохо устроить ребенка в музыкальную школу. Петр учится легко и не доставляет проблем учителям. В юности часто занимается коллекциониров..

Петр

1.(до принятия христианства - Симон) - в евангелиях гл. Апостол. В "Евангелии от Матфея" (XVI, 17-19) представлен первым среди 12 апостолов, провозглашен камнем (petra - по-греч. - скала, камень), на к-ром будет построена церковь. Однако, согласно тому же евангелию, он трижды отрекался от Христа (XXVII, 69-75). По церк. Преданию, П. Был первым рим. Епископом и был казнен во время гонения на христиан при Нероне. В своих притязаниях на главенство в христ. Церкви рим. Папы представляют себя его пре..

Петр

I. П. - прозвище (Деян 10:5,18) одного из апостолов Иисуса Христа, греч. Перевод арам. Слова кефа - "скала", к-рое в Синод. Пер. Передано как "Кифа" (Ин 1:42. 1Кор 3:22. 9:5. 15:5. Гал 2:9). П. Получил это прозвище от Иисуса при их первой встрече (Ин 1:42), а после исповедания П. В Кесарии Филипповой Господь утвердил за ним это имя (Мф 16:18). Имя этого апостола было Симон (Мф 16:17. Деян 15:14. 2Пет 1:1). Его отца звали см. Иоанном (1) (в Мф 16:17 Иона. В Синод. Пер. Везде - Иона), он был рыбак..

Петр

(Петр Федорович Полянский) митр. (1862-1937), рус. Правосл. Церк. Деятель. Род. В семье сел. Священника Воронежской губернии. Окончил МДА в 1892, где затем нек-рое время исполнял обязанности помощника инспектора. С 1906 - член Учебного комитета при Свят. Синоде. В 1920 рукоположен патр. Тихоном во иеромонахи, затем хиротонисан во еп. Подольского, а затем назначен митр. Крутицким. После смерти патр. Тихона был Патриаршим Местоблюстителем. Магистерская дисс. П. "Первое послание св. Апостола Павла ..

Петр

(1 в.) - святой апостол (память 16/ 29 января, 29 июня/12 июля, 30 июня/13 июля), один из виднейших учеников Иисуса Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак по роду занятий, он всей душой отдался учению Христа. Принадлежа к ближайшим помощникам и последователям Спасителя, апостол Петр, однако, в самый ответственный момент жизни своегоУчителя трижды отрекся от Него, хотя незадолго перед тем клялся, что готов и жизнь положить за Него. После это..

Петей

- отец Менесфея.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Петесухос

[«данный Сухосом» (Себеком)}, в египетской мифологии божество Нила. Центр его культа - главный город Файюмского оазиса Крокодилополь.р. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Петроний

(Petronius Arbiter). Товарищ Нерона, руководивший удовольствиями императора. Он кончил жизнь самоубийством. Ему приписывается сочинение, касающееся современных ему нравов — Satyricon.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Петух

В основе мифологического образа П. Во многих традициях - его связь с солнцем. Как и солнце, П. «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. П.). Австралийские аборигены иногда обозначают П. Как «птицу, которая смеётся на рассвете». Ср. Также русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т. П. В большинстве традиций П. Связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня - хотя в целом функции богов, которым посвящается П..

Дополнительный поиск Петр Петр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петр" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 4 символа