Петух

184

В основе мифологического образа П. Во многих традициях - его связь с солнцем. Как и солнце, П. «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. П.). Австралийские аборигены иногда обозначают П. Как «птицу, которая смеётся на рассвете». Ср. Также русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т. П. В большинстве традиций П. Связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня - хотя в целом функции богов, которым посвящается П. (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире. П. Не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. Франц. Название П. Chante-clair, букв.

«поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае П. «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев П. - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. П. Так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование П. В гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение П.-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный П. Изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив П., разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.

Но П. Не только связан с солнцем, подобен ему. Он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С П. Связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения П., помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. П., нередко в чередовании с изображением солнца. Ср. Также символические изображения солнца в виде П. В круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение П. (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно П. Преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой.

В древнерусском «Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «. Коуры рьжють. И огневи молять же ся, зовущие его сварожичьмь» (др.-рус. Куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением П. И добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении П. Для умилостивления гуменника-овинника, в ведении которого находится огонь под овином).Подобно солнцу, П. Связан и с подземным миром. В Древней Греции П., несомненно, выступал и как хтоническая птица. Он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету.

Если светлый, красный П. Связывается с солнцем, огнём, то чёрный П. - с водой, подземным царством (ср. Ритуальное зарывание П. В землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных П. И чёрных кур с одновременным призыванием дьявола. Ещё в 19 в. Удерживался обычай топить П. И кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного П., зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных П. И других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема П. Возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей.

Причастность П. И к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о П. Как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о П. «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. П. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности П. Отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. П.). Связанный с жизнью и смертью П. Символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. П. - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср.

В этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о П. Как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого П. Или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы П. Является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью П. Соотнесённость качеств П. И человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества П. (ср., например, Афанасьев №№ 251-252).

У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в П. И курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. Является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека. Смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.В Новом завете образ П. Имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75. Мк. 13, 35). П. В соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке П. - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ П. Толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков П. Считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса. П. На колонне трактовался гностиками как П.

Абраксаса. В Японии считают, что П. Подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.в. Н. Топоров. Представление о П. Как символе бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с П. - деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. Д.) развивается и более древнее толкование образа П. Как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. Изображения П., нашедшего жемчужное зерно.

Во французскую политическую геральдику («галльский П.») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. П. Служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических» трагедий современной истории П. В произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).Лит. Gajek J., Kogut w wierzeniach ludowych, Lwow, 1934. Callisen S. A., The iconography of the cock on the column. «The Art Bulletin», 1939, v. 21.М. Н. Соколов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Петух

По русским поверьям и сказкам, вещая птица, способная противостоять нечистой силе и вместе с тем связанная с ней. Во время языческих ритуалов петуха приносили как умилостивляющую жертву богу огня Сварогу.Ночью после первого крика петуха у русских было принято креститься со словами «Слава Богу. Свят Дух по земле, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего». «Петух поет — значит нечистой силе пора пришла, — говорили в народе. — Петух поет — на небе к заутрене звонят». По русскому преданию, когда..

Петух

Галльский петух. Книжн. Перифрастическое наименование Франции и французов. БМС 1998, 442.. ..

Петух

См. Гусь. ..

Петух

Боевой, бойкий, бойцовский, важный, величавый, вздорный, горделивый, горластый, громкоголосый, драчливый, жилистый, заботливый, задиристый, задорный, заливистый, заносчивый, звонкоголосый, злобный, злой, злопамятный, кичливый, крикливый, наглый, напористый, нахальный, неугомонный, ранний, резвый, сиплый, склочный, суетливый, хозяйственный. Бессонный.. ..

Петух

(иноск.) - забияка, задорный, вспыльчивыйНе петушись. Храбер петух, да и его индюк бьет.Ср. Он богат как Крез и надменен как индейский петух.Лесков. Захудалый род. 2, 8.Ср. Тут дело началось с петуха. Диогеновский петух этот, двуногий и бесперый, беспутный и взбалмошный племянник одного из пяти владельцев села. Не выходил со двора без хлыста и шатался по селу. Для полицейской расправы.Даль. Генеральша.Ср. Задорный петух этот, преследуя какого-то потравщика со двора генеральши, сам перескочил в г..

Петух

1. М.1) Домашняя птица с красным гребнем на голове и шпорами на ногах.2) а) Самец курицы.б) Самец некоторых других птиц из породы куриных.3) перен. Разг. Вздорный человек, забияка.2. М. Разг.Поджог, пожар.3. М. Разг.Срыв голоса на высокой ноте во время пения, разговора.. ..

Петух

-а, м. 1. Самец домашних кур и нек-рых куриных. Ходить петухом (с гордым и важным видом. Разг. Ирон.). Петухом налететь на кого-н, (бойко и задиристо. Разг.). Индейский п. (индюк). П. Куропатки. 2. Перен. О задорном человеке, забияке (разг.). * До петухов или с петухами (встать, подняться) (разг.) -- очень рано, с зарёй. Красного петуха пустить (разг.) — устроить пожар, поджечь (во 2 знач.). Петуха пустить (дать) (разг.) — сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать пискливый звук. II умен..

Петух

Петуха, м. 1. Домашняя птица, Самец кур, с красным гребнем на голове и шпорами на ногах. || Самец нек-рых других птиц из породы куриных. Фазан-петух. 2. Только мн. Пение петухов, как признак определенного времени суток. Просидели всю ночь до петухов (до самой зари). Вставать до петухов (раньше, чем пропоют утром петухи). Ложиться с петухами (слишком поздно, к утру или, наоборот, рано вечером). Первые, вторые петухи пропели. Провалялся он так до последних петухов. Лесков. Еще вторые петухи не про..

Петух

Эта домашняя птица получила название за свои певческие способности, и основа существительного петух вполне очевидна, она того же происхождения, что и глагол петь.. ..

Петух

Искон. Суф. Производное (суф. -ухъ, ср. Одноструктурные пастух, питух и др.) от пет «петух», в диалектах еще известного, суф. Образования (суф. -тъ) от петь. Ср. С другими суф. Сербохорв. Певац, диал. Певень и др. Петух буквально — «поющий». См. Курица.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Петух

Пету́х род. П. -а́, отсюда петуши́ть(ся) "горячиться", смол. (Добровольский). Первонач. "певец" от петь, пою. Пе́тя "петух" объясняется влиянием уменьш. Пе́тя от Пётр (см.). Ср. Савинов, РФВ 21, 47. Преобр. II, 163. Брандт, РФВ 7, 61.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Петух

ПЕТУХ Перевод чистопородный, может повысить у своего потомства яйценоскость на несколько десятков яиц. П. На племя нужно брать только из выверенных стад, лучше всего в возрасте до 3 лет. Использование молодых П. Для племенных целей нежелательно. На одного П. В х-ве полагается 10 кур, для крупных мясных пород один П. На 7-8 кур. Для производства яйца в средней и юж. Полосах СССР лучше всего пользоваться П. Леггорном. Для сев. Р-нов для одновременного получения яйца и мяса хороши П. Род-айланд, ..

Петух

— евр. Тарниголь. Петух. По пению петуха одна из четырех частей ночи получила название «пение петухов», а именно, — третья, . Которая приходилась после полуночи, с 12-3 часов ( Map . 13.35. Срав. 26. 34).. ..

Петух

ПЕТУХ ПЕТУШКОВ ПЕТУХОВ ПЕТУХИН ПИВЕНЬ ПИВНЕВ ПИВЕНЬ ПИВНЕВФамилия из запросов посетителй. От имени или прозвища Петух по названию домашней птицы. А 'птичьи' имена были в старину многочисленны. Но возможно и от поизводной формы имени Петр Петюха. В словаре Даля пивень (пъвень) - петух в малороссиских говорах. Пивнев может быть от Пивенев из пивень.. ..

Петух

Петух (греч. Алектор). Куры, вероятно, были завезены в Палестину из Индии (через Персию) не ранее V в. До Р.Х. Этим и объясняется то обстоят-во, что они не упоминаются в ВЗ (однако, см. Павлин). Под откормленными птицами в 3Цар 4:23 подразумеваются, скорее всего, утки и гуси, но не куры. Во времена Иисуса, когда ночь по рим. Обычаю делилась на четыре ночных стражи (см. Ночная стража), петушиный крик служил сигналом начала третьей ночной стражи (Мк 13:35). Услышав пение П., Петр вспоминает слова ..

Петух

(Мат.26:43 ). О петухе упоминается почти у всех Евангелистов (Мар.14:30 , Лук.22:60 ), но только в связи с его пением. Был хорошо известен в глубокой древности в Ассирии и окрестных странах. На одном из камней, хранящихся в Британском музее, изображен священник, стоящий около стола перед жертвенником, с небольшим петухом на оном, с полумесяцем на голове. По этому кажется, что означенная птица была боготворима Вавилонянами и другими соседними народами. В языческой Греции в древности петуха принос..

Петр

(греч. Πετρος, перевод арам. Kephâ - Кифа, «камень»), в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, брат Андрея. Первоначальное имя - Симон, Кифой наречён Иисусом Христом в момент призвания или избрания двенадцати апостолов (Ио. 1, 42. Мк. 3, 16. Матф. 16, 18). П. - сын Ионы (Матф. 16, 17) или Иоанна (Ио. 1, 42, 21, 15 и др.), происходил из города Вифсаида в Галилее (Ио. 1, 44), до встречи с Христом жил в Капернауме (Мк. 1, 21 и 29), занимаясь рыболовством (Мк. 1, 16). История призвания..

Петроний

(Petronius Arbiter). Товарищ Нерона, руководивший удовольствиями императора. Он кончил жизнь самоубийством. Ему приписывается сочинение, касающееся современных ему нравов — Satyricon.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Пехар

(pe-har), в тибетской мифологии божество - владыка тхеурангов. Известно также под именем «Белое тхеу неба». Представляется в облике горного всадника в белом как снег панцире, шлеме из алмазов, в высоких сапогах. Атрибуты П. - боевое копьё, гадательная стрела. Два его спутника - «Чёрное тхеу земли» и «Пёстрое тхеу среднего мира». По одной версии, П. Родился с головой птицы кьюнг и телом человека, вылупившись из яйца, которое отложила богиня Лумо, живущая в озере Манасаровар. По другой версии, род..

Пехи

(пикты) - в шотландском фольклоре крохотные мифические существа с рыжими волосами и длинными руками Поскольку дневного света пехи не выносили, башни они строили по ночам - за ночь целую башню. На рассвете крохотные существа скрывались в своих пещерных жилищах.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Петух

1) начальник ж/д станции, 2) пять лет лишения свободы, 3) милиционеp, 4) активный гомосексуалист, 5) пять pублей. ..

Петух

Символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.. ..

Петух

См. Пеньтюх. ..

Петух

Ватный фильтр.. ..

Петух

Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Черный петух - служитель дьявола. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, где петух означает плотскую страсть и гордость. У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. У китайцев олицетворяет принцип ян, смелость, благожел..

Дополнительный поиск Петух Петух

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петух" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петух, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа