Пураны

128

Традиция вед и эпоса была возрождена в эпоху Гуптов (IV-VI вв.), создавших на севере субконтинента могущественную державу. Именно тогда окончательная победа над буддизмом была закреплена текстами, известными под названием пураны, термином, впервые появившимся в «Атхарваведе» и упанишадах как некий синоним слова веды. Это 18 «больших» и столько же «малых» сборников, названных по именам богов или мудрецов. Наиболее ценными среди «больших» считаются пураны «Маркондея», «Ваю», «Вишну», «Бхагавита» и «Матсья». Применительно к культу бога, с которыми связаны пураны, они считаются вишнуитскими, шиваистскими и брахманистскими, но отражают они идеологию и культовую практику индуизма как сложившейся религиозной системы, допускающей соперничество между различными религиозными течениями (Бонгард-Левин, 1993, 138).

Главные темы литературы пуранов — становление мира, новое его возникновение из элементов распавшегося мира после каждой космической эры, родословная богов, асуров, и мудрецов, история легендарных династий, Солнечной и Лунной. Таким образом, в пуранах последовательно раскрывалась мифологическая картина мира, но в отличие от вед она привязывалась к реальным фактам политической истории. Наряду с этим в поле зрения создателей пураническои литературы — различные области знания (география, астрономия, медицина, музыка, живопись, архитектура), неотделимые от индуистской мифологии и теологии. Пураны открыты картине мира, они изменяются в связи с научными достижениями. Это отражено и в легенде о ветшающей пуране, в которую добавляет новую страницу сам Вишну, принимая облик мудреца Вьясы.

Открытость выражалась и в стремлении покончить с замкнутостью вед и обрести для них более широкую аудиторию. Так, в «Деве-бхагавата-пуране» сказано. «Женщины, шудры и не отмеченные достоинствами дваждырожденные не имеют права слушать веды, и только для их блага были написаны пураны». Но при этом оставалась незыблемой система сословных перегородок, и нарушение их рассматривалось как тягчайшее преступление, грозящее страшными карами в будущей жизни, (Источник. «Мифы древности. Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.).

Значения в других словарях
Пураны

(от санскр. Пурана, буквально — древний) канонические тексты индуизма. Древнейшие П. Восходят к середине 1-го тыс. До н. Э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине 1-го тыс. Наиболее ценными в литературнх и исторических отношениях считаются Маркандея-пурана, Ваю-пурана, Вишну-пурана, Бхагавата-пурана и Матсья-пурана. В соответствии с культом того бога, которому каждая из П. Посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские П., но в целом они излагают..

Пураны

ПУРАНЫ (от санскр. Пурана - букв. - древний), памятники древнеиндийской литературы. Священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны. По содержанию и форме близки древнеиндийскому эпосу. Содержат легенды и мифы.. ..

Пураны

ПУРАНЫ (на санскрите пурана - древний), памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма, близкие эпосу. Сохранившиеся пураны относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия. Каждая пурана посвящена одному из богов - Вишну>, Шиве, Брахме. Содержат легенды и мифы, частично повторяющие сюжеты "Махабхараты" и "Рамаяны". Этические идеалы и мифы пураны повлияли на писателей и философов индийского средневековья, индийских поэтов (в том числе на Калидасу).. ..

Пураны

(санскр. Purâna = "старина, былина") — особый вид эпических поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы (см.), от которых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следует отличать памятники, дошедшие до нас под именем П., от древних П., упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявших собой космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временем имя П. Было придано и другим произведениям баснословно-исторического содержания. В то вре..

Пураны

Мн.Памятники древнеиндийской литературы, посвященные индийским божествам Вишну и Шиве.. ..

Пураны

- памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко второй половине первого тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая П. Посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские, брзхмаитские П.. ..

Пураны

(от санскр. Пурана - древний) - жанр др.-инд. Лит-ры, собрания мифов и сказаний, трактующих о происхождении мира и космологии, о генеалогии богов, мудрецов, героев и царских родов. Они содержат также рассуждения религ.-филос. Характера и нек-рые сведения по различным отраслям практич. Знаний - праву, политике, астрономии и т. П. П. Написаны на санскрите стихами и достигают большого объема (многие содержат тысячи страниц текста). Складывание П. Происходило, в течение длит. Времени, и дошедшие до ..

Пураны

(букв, древние предания) - класс свящ. Текстов индуизма, по времени своего создания более поздних, чем эпические поэмы (см. ИТИХАСА). Первонач. Представляли, по-видимому, особый жанр устной поэзии - мифологич., космологич. И историко-генеалогич. Содержания. Письменное оформление П. Имело место в основном в I тыс. Н. Э., хотя отдельные их части могут быть как более поздними (1-я пол. II тыс. Н. Э.), так и более ранними (первые века до н. Э.) по происхождению. Основных П. Насчитывается 18, из них ..

Пураны

(Санскр.) Букв., «древнее». Собрание символических и аллегорических писаний - теперь их восемнадцать - составленное, как полагают, Вьясой, автором «Махабхараты».. ..

Пупыг

Пупи, тов, тови, в мансийской мифологии духи-хранители и духи предков (в отличие от злых духов куль). 77 П., посланных Нуми-Торумом на землю в помощь людям, стали вместо этого уничтожать людей, за что были заточены в подземелье. В хантыйской мифологии П. И куль называются лунг.е. Х.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Пурамдхи

(др.-инд. Puramdhi), в древнеиндийской мифологии божество, персонифицирующее изобилие и полноту даров, щедрость, исполнение желаний. В «Ригведе» (X 39, 7) упоминается женщина по имени П., которой Ашвины дали лёгкие роды (она же связана с Ашвинами, I 116, 13, 117, 19). Поэтому характерно употребление этого слова в «Ригведе» как имени нарицательного для обозначения плодовитой женщины (то же - в пракритах). Первоначальное значение имени П. - «творящая (дающая) дары». Ближайшая параллель - авест. Па..

Пурурава и Прекрасная Урваши

Войдя в возраст, взял царь Будха маслянорукую и масляноногую Илу, и родила она ему смертного сына Пурураву. Царевич страстно полюбил белокурую, белолицую, статную апсару Урваши (1), перед небесной красотой которой не мог устоять никто. Когда же она, широкобедрая, с белыми лилиями, вплетенными в мягкие длинные волосы, блистая нагрудниками, проходила по миру, даже великие риши, забывая о своем отшельничестве, следовали за ней, окутанной тончайшим туманным покровом, подобно серебристой луне. И про..

Пуруравас

(Purûravas), в индуист-ской мифологии первый царь Лунной династии, сын Илы и Будхи. Миф о П. И Урваши, являющийся вариантом мотива любви смертного к богине, отражен в «Ригведе» (X 95), подробно изложен в «Шатапатха-брахмане» (XI 5, 1) и многих пуранах, обработан Калидасой в драме «Викраморваши» («Мужеством обретенная Урваши»). Согласно «Шатапатха-брахмане», П. Полюбила Урваши и согласилась жить с ним на земле, но с условием, что никогда не увидит его без одежды. Между тем гандхарвы, обеспокоенны..

Дополнительный поиск Пураны Пураны

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пураны" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пураны, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа