Пятница

154

Персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона - Мокоши. Позднее культ П., соединяющийся с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, сохраняет некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян П. - персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг - Пятница, воспроизводящей более древнюю Перун - Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт - нечет и мужской - женский. П. Иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля - дня, посвящённого П.), «бабьей святой», занимающейся повоем.

В день П. Запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. По украинским поверьям, П. Ходит исколотая иглами и изверченная веретёнами (до 19 в. На Украине сохранялся обычай «водить П.» - женщину с распущенными волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвящённые ей дни (по другому поверью - прядут не лён, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с П.). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день П. Женщины не пряли и не стирали («мыли») платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить П. И не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов П. Может покарать болезнями глаз и другими бедами. В болгарской песне с жалобами на нарушающих запреты, связанные с П., обращаются к Илье-громовнику дева Мария и Мария Магдалина.

Соединение женского мифического персонажа с водой и пряжей отражено в общеславянском мотиве. В восточнославянском варианте баба-яга задаёт героине работу - прясть, а та убегает от неё, причём путь погоне преграждает река. В южнославянском варианте Параська (ср. Параскева-П.), взятая в плен турками, осталась непреклонной и бежала из гарема, охраняемая ангелом. Спасаясь от погони, она превратилась в чистую криницу. У восточных славян деревянные скульптуры П. Ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бросая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть (название обряда - мокрида - непосредственно связано с основой *mok-гъ, от которого образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды).

Сохранились ранние свидетельства почитания восточными славянами двенадцати П., которые в своей негативной функции могут быть соотнесены с двенадцатью лихорадками (в частности, есть поверье, что от лихорадки избавляется тот, кто постится в шестую П.). Как двенадцать сестёр выступают и полуночницы, сходные по функции с Мокошью и П. И у восточных, и у южных славян П. (святая Петка) связывается с мышами. В украинских сказках святая П. Вместе с Понедельником и Средой выступает в качестве трёх персонажей, по функции сходных с тремя Ягишнами, несущими службу на подступах к городу. В духовных стихах П. Описывается как женщина со свечой, дающая заповедь поститься в свой день. На старых севернорусских иконах (в частности, на новгородской иконе второй половины 13 в., предназначенной для женского монастыря) П.

Может изображаться на обороте образа богоматери. Типологически славянские параллели о П. Имеют общие черты с таджикской Биби-Сешанби («госпожа вторник»), а также с мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы типа греческих мойр, исландских норн, хеттских ткачих. Лит. Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 1-3, М., 1865- 1869. Иванов В. В., Мотивы восточнославянского язычества и их трансформация в русских иконах, в кн. Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв., М., 1976. Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975. Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, «Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете», 1865, июль - сентябрь, кн.

3.В. И., В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пятница

ПЯТНИЦА - в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши.. ..

Пятница

С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию († в 340 г.). В XI в. Преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание П., так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в П. До того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в П. Приходится од..

Пятница

(англ. Friday, нем. Freitag, фр. Vendredi), пятый (если считать с понедельника) или шестой (если считать первым днем воскресенье) день недели. В германских языках название этого дня происходит от имени богини скандинавской мифологии Фригги (др.-исл. Frigg - возлюбленная), жены бога Одина, богини любви, брака и деторождения. Пятнице соответствует древнеримский dies Veneris, "день Венеры". Помимо чисто мирского смысла, пятница имеет еще особое религиозное значение. В этот день христиане вспоминают..

Пятница

Семь пятниц на неделе у кого. Разг. Неодобр. О непостоянном, часто меняющем свои взгляды, намерения человеке. ДП, 462. ФСРЯ, 374. БМС 1998, 483. ФМ 2002, 376. Мокиенко 1986, 154, 162. ЗС 1996, 67. Мокиенко 1990, 108. Глухов 1988, 147. Жиг. 1969, 219.. ..

Пятница

См. Дело.... ..

Пятница

В восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши.. ..

Пятница

Ж.1) Название пятого дня недели после воскресенья.2) Приём, вечер и т.п., устраиваемый в такой день недели.. ..

Пятница

ПЯ́ТНИЦА -ы. Ж. Пятый (после воскресенья) день недели. В прошлую пятницу. Первая п. Расписание на пятницу. Остаться на даче до пятницы. Завтра п. * Из-под пятницы суббота (погов. Из-под верхней одежды видна нижняя). Семь пятниц на неделе у кого-л. (о том, кто часто меняет свои решения). Великая пятница (религ. Пятый день страстной недели, когда христиане вспоминают о крестных муках Спасителя).. ..

Пятница

-ы, ж. Пятый день недели. Семь пятниц на неделе у кого-н. (о том, кто часто меняет свои мнения, решения. Разг. Шутл.). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя. Разг. Шутл.). II прил. Пятничный, -ая, -ое (разг.).. ..

Пятница

Пятницы, ж. Название одного из дней семидневной недели, пятого после воскресенья. Семь пятниц на неделе у кого - поговорка о том, кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе.. ..

Пятница

Название этого пятого дня недели любопытно тем, что его женский род определился влиянием другого слова, использовавшегося для обозначения этого же дня недели, это слово – заимствованное из греческого имя христианской святой Параскева. Некоторое время два эти названия употреблялись совместно – Параскева-.. ..

Пятница

Пя́тница укр. П᾽я́тниця, др.-русск. Пятъкъ παρασκευή, ст.-слав. Пѩтъкъ – то же (Супр.), болг. Пе́тък, пе́тка ж., сербохорв. Пе́так, род. -тка, словен. Pétǝk, род. -tka, чеш. Pátek, слвц. Рiаtоk, польск. Piątek, в.-луж. Pjatk, н.-луж. Pětk. Название пятого дня недели, которая открывается понедельником. Ср. Пять.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пятница

ПЯТНИЦА (англ. Friday) - центральный персонаж романа Д.Дефо «Странная жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, описанные им самим» (1719). Робинзон спасает дикаря П., которого хотели съесть его соперники-каннибалы, и с тех пор П. Становится его верным слугой и другом. Свое имя П. Получает по дню недели, в который Робинзон избавил его от смерти. Робинзон пытается даже обратить П. В христианство, но у того вызывают сомнения основные догматы этой религии. «Здравый смысл» дикаря заставляет ..

Пятница

(русский перевод) (Мф 27.62. Мк 15.42. Лк 23.54. Ин 19.14, 31,42)-шестой день еврейской недели. В оригинале во всех местах стоит-«день приготовления» (как он и назывался у евреев), ибо примерно с трех часов дня начиналось приготовление к полному покою седьмого дня-субботы (Исх 16.5,23), которая продолжалась с шести часов вечера до шести часов вечера следующего дня (см. День).. ..

Пятница

(греч-пярвисевэ), день, предшествующий субботе (Мк 15:42), день перед субботой текущей недели и перед праздничной субботой (Мф 27:62. Лк 23:54. Ин 19:14,31,42), в к-рый совершались необходимые приготовления к дню покоя (см. Суббота).. ..

Пятница

(Мар.15:42 , Лук.23:54 , Иоан.19:14 , Мат.27:62 , ·Идф.8:6) (приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Эти приготовления начинались около 9-го часа дня, и следовательно около 3-х часов пополудни (·Древ., ·кн.XVI, ·гл. 6), и состояли собственно в приготовлении пищи для субботы (Исх.16:5 ,23), в чищении и приготовлении праздничных одежд, в накрытии стола и возжении светильников. Естественно, что обыкновенные дневные занятия н..

Пэн-цзу

(«старец Пэн»), в древнекитайской мифологии знаменитый долгожитель, праправнук мифического государя Чжуань-сюя. Считается, что П.-ц. Носил фамилию Цзянь и имя Кэн. Он жил уже будто бы во времена совершенномудрого правителя Яо (по традиционной хронологии, правил в 2356-2255 до н. Э.), пережил легендарную династию Ся и дожил до конца династии Инь (т. Е. До 12- 11 вв. До н. Э.). По легенде, он прожил более 700 лет (обычно указывается 767). В «Вопросах к небу» поэта Цюй Юаня (4 в. До н. Э.) говоритс..

Пэнлай

Пэнлайдао («остров Пэнлай»), в даосской китайской мифологии один из островов бессмертных, вариант даосского рая. (Всего, по даосским верованиям, насчитывается 36 небесных пещер и 72 счастливые страны, которые рассматриваются как райская обитель.) Среди них П. Является самым знаменитым местом обитания бессмертных. П. Именуется также Пэнлайшань (шань, «гора»), гора-остров, плавающая в Восточном море или заливе Бохай. Название «П.» представляет собой, по-видимому, т. Н. Скользящий топоним, так как ..

Ра

Pe (г'), в египетской мифологии бог солнца. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну). Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Фетиш Р. - столб-обелиск «Бен-бен» (он же фетиш Бену, в эпоху V династии был сооружён храм Р. В виде четырёхгранного обелиска). Во многих текстах Р. Называют дневным солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего)..

Раав

(греч. ‘Ραάβ), Рахав (евр. Râhâb, от корня rhb, «быть широким»?), 1) в иудаистической мифологии имя одного из чудовищ, с которым сражался Яхве (см. В статьях Иудаистическая мифология Левиафан). 2) в библейском предании (Иис. Нав. 2, 1-21. 6, 16 и 21-24) иерихонская блудница (по некоторым данным - хозяйка постоялого двора). В её доме в городской стене укрылось двое юношей, посланных Иисусом Навином на разведку в город. Когда царь иерихонский, которому сообщили об этом, потребовал выдачи лазутчико..

Дополнительный поиск Пятница Пятница

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пятница" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пятница, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа