София

175

Премудрость (греч. Σοφια, «мастерство», «знание», «мудрость», евр. Hochemâh), в иудаистических и христианских религиозно-мифологических представлениях олицетворённая мудрость божества. Термин «С.», возникший в Древней Греции, употреблялся там как отвлечённое, умозрительное понятие, хотя первоначально у Гомера (Нот. П. XV 411- 412) он встречается в комбинации с именем богини Афины - применительно к делу строительства и упорядочения, художества и рукомесла. Сама Афина имеет много общего с последующей С. И всё же если мифологема греческой Афины как богини мудрости (но без приложения к ней термина «С.») есть олицетворение мудрости, то мудрость в греческой мифологии не есть лицо. Иначе в ветхозаветной традиции, где понятие Премудрости - в силу самой специфики иудаистической мифологии - приобретает личностный облик.

Самораскрытие бога в мире должно было принимать характер «лица» (или «как бы лица») - как второго и подчинённого «Я» бога. Поздне-библейская дидактическая литература (книга «Премудрость Соломона», «Книга притчей Соломоновых», «Премудрость Иисуса сына Сирахова») даёт образ «Премудрости божией», описанной как личное, олицетворённое существо. Она выступает как девственное порождение верховного отца, до тождества к нему близкая. «Она есть дыхание силы божией и чистое излияние славы вседержителя» (Прем. Сол. 7, 25 след.), вышедшее «из уст всевышнего» (Иис. Сир. 24, 3. Ср. Образ Афины - тоже девственницы, появляющейся из головы Зевса. По устойчивой схеме мифа, мудрость принадлежит деве). Как греческое слово «С.», так и соответствующее ему древнееврейское слово - женского рода, и в пассивном образе «чистого зеркала действия божия» (как определяется С.) угадываются женские черты.

Премудрость в своём отношении к богу есть его демиургическая, мироустрояющая воля. Она описывается (Притч. 8, 27-31) как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир (что снова сближает её с Афиной). В природу этой космогонической С.-«художницы» входит «веселие». В раввини-стической и позднее гностической мысли (знавшей также понятие «падшей С.» - см. Ахамот) С. Сближалась с евр. R'šjt и греч. 'αρχή - оба термина означают «начало» - в смысле основания, первоначала, материнского лона изначальности. Специфику С. Составляет женственная пассивность, сопряжённая с материнской многоплодностью, её «веселие», а также глубинная связь не только с космосом, но и с человечеством (Притч. 8, 31 и др.), за которое она заступается.

Если по отношению к богу С. - пассивно зачинающее лоно, «зеркало славы божией», то по отношению к миру это - строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, ограждённого стенами от безбрежных пространств хаоса. Дом - один из главных символов библейской Премудрости (Притч. 9, 1 и др.).Христианство усваивает личностное понимание С. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннюю эпоху развития христианства представление о С. Сближалось с ликом Христа-Логоса (1 Кор. 1, 24 прямо определяет Иисуса Христа как «божию силу и божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью троицы.

- духом святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое С. В аспектах игры, веселья, праздничности), подчёркиваются также аспекты С„ связанные с идеей человеческой общности. В латинской христианской литературе термин «С.» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа С. Как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком С. (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «премудрости божией», т. Е. С. Софии были посвящены построенные в 11 в. Три главные русские церкви - в Киеве, Новгороде и Полоцке).

На русской почве к 15- 16 вв. Складывается богатая иконография С. С. Имеет облик ангела. Её лик и руки - огненного цвета, за спиной - два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове - золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «Деисуса») молящиеся дева Мария и Иоанн Креститель. Над ее головой виден по пояс благословляющий Христос (т. О., не тождественный с С., но являющий собой её «главу», примерно так, как он же есть, по новозаветному учению, «глава» церкви). Личный облик С. Как в византийско-русской, так и в католической (например, у немецкого мистика 14 в. Г. Сузо) традиции постепенно сближается с образом девы Марии как просветлённой твари, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос.В христианской агиографической традиции имя «С.» носит также мученица, казнённая в Риме во 2 в.

Вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны - «Мудрость» как мать трёх «теологических добродетелей»).Лит. Флоровский Г., О почитании Софии Премудрости Божией в Византии и на Руси, «Труды V съезда русских академических организаций», ч. 1, София, 1932. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины, М., 1914, с. 319-392. Яковлева А. И., «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия», в сб. Древнерусское искусство, М., 1977. Меуеndоrff J., L'iconographie de la Sagesse Divine, «Cahiers archéologiques», 1959, № 10.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
София

столица, крупнейший город, главный экономический и культурный центр Народной Республики Болгария. Занимает удобное географическое положение на путях, исстари проходящих по долинам и связывающих страны Западной и Центральной Европы со странами Ближнего Востока. Расположена на высоте 530—650 м на южной окраине Софийской котловины, у подножия горного массива Витоша. В 60 км к Ю. От С. Находится высшая точка Балканского полуострова — г. Мусала в горах Рила. На северной окраине котловины поднимается..

София

СОФИЯ (греч. Sophia - мастерство - знание, мудрость), понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) - разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве. "знание о сущности", о "причинах и источниках" (Аристотель). В иудаизме и христианстве - олицетворенная мудрость бога. Представление о Софии как "премудрости божией" получило особое развитие в Византии и на Руси (г..

София

В сознании человека Святой Руси одно из основополагающих понятий Бытия, воплощение «Премудрости Божией», одухотворяющей все сущее, придающее ему высший смысл и порядок. Три главных русских собора XI в. — в Киеве, Новгороде и Полоцке — были посвящены Софии.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

София

СОФИЯ (греческое sophia - мастерство, знание>, мудрость), понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) - разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве. Знание> "о сущности", о "причинах и источниках" (Аристотель>). В иудаизме и христианстве - олицетворенная мудрость Бога. Представление о Софии как "Премудрости Божией" получило особое развитие> в Византии и на ..

София

(Sophie, 1630—1714) — жена курфюрста ганноверского, дочь "зимнего короля" Фридриха V Пфальцского и Елизаветы Стюарт. Из дома своей жестокой матери С. Отправилась в Гейдельберг к своему брату Карлу-Людвигу, после того как он вновь получил в 1648 г. Курфюршеское достоинство, в 1658 г. Вышла замуж за герцога Эрнеста-Августа Брауншвейг-Люнебургского, который в 1662 г. Сделался епископом в Оснабрюке, в 1679 г. — герцогом, а в 1692 г. — курфюрстом ганноверским. С. С ожесточением преследовала свою неве..

София

София Гитару. Жарг. Мол. Шутл. Певица София Ротару. Я — молодой, 1998, № 8.. ..

София

Божественная премудрость, сердика, собор. ..

София

Столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл., самостоятельная административная единица 1,1 млн. Жителей (1991). Транспортный узел. Международный аэропорт. В Софии сосредоточено ок. 1/6 общеболгарского промышленного производства. Разнообразное машиностроение (электротехническое, радиоэлектронное, станко- и приборостроение и др.), металлургия, химическая, резиновая, целлюлозно-бумажная, пищевкусовая, легкая промышленность. АН Болгарии, у..

София

Со́фия Со́фья. Из греч. Σοφία.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

София

        столица Болгарии. Живописно расположена у подножия горного массива Витоша. В I в. Н. Э. Древнеримское поселение Сердика. С 809 называется Средец, с конца XIV в. - София (по названию церкви св. Софии, V-VI вв.). В средневековый период и новое время крупный экономический и культурный центр. Интенсивно разрасталась с конца XIX в. Сочетает радиально-кольцевую (в центре) и прямоугольную планировку. Среди построек преобладают парадные здания в духе эклектизма (Народный театр имени И. Вазова, 1..

София

Столица Народной Республики Болгарии. L млн. Жит. (1979). Первые сведения о муз. Культуре С. Относятся к 6 в. (церк. Песнопения, обрядовые игры). В 13 в. При дворе боярина Калояна служили музыканты. Во время османского ига (1382-1878) муз. Жизнь в С. Почти не развивалась, ограничиваясь лишь игрой тур. Воен. Оркестров во время праздников и исполнением музыки гл. Обр. Балканских народов странствующими музыкантами в домах богатых купцов. С сер. 19 в. В школах преподавалось пение как самостоят. Учеб..

София

Столица Болгарии. Расположена на высоте 530–650 м на Ю. Софийской котловины, у подножия гор Витоша и Люлин. 1096 тыс. Жителей (2001). Основана римлянами в I в. Н. Э. Под названием Сердика на месте поселения др.-фракийского племени серди. С IX в. – Средец, с конца XIV в. – (названа именем Св. Софии). С 1879 г. – столица Болгарии. Радиально-кольцевая планировка. Много зелени (парк Свободы), комплекс Центр. Вокзала, театр им. И. Вазова. Архит. Памятники – церковь Св. Софии (V–VI вв.), храм-памятник..

София

1) столица Болгарии Основана в I в. Н. Э. В составе Рим империи как город Сердика. Название от фрак, этнонима серды в слав, переосмыслении Среден, (от 'середина'). С конца XIV в. В употребление входит название София, данное по храму Святой Софии.2) Пушкин. ..

София

Образован в 1780, включён в состав города Царское Село (ныне Пушкин) в 1805.. ..

София

— мастерство, знание, мудрость — понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. Нашло отражение в ортодоксальной и мистической литературе иудаизма и христианства, выражено в православном богослужении, храмовой архитектуре, иконописи. Идея С, допускающая бесконечный ряд ее символических истолкований, способствовала возникновению русского символизма. А. Белый, А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов.. ..

София

Столица Нар. Республики Болгарии, адм. Центр Софийского округа. Расположена в котловине, между хребтом Стара-Планина и горным массивом Витоша. 859 т. Ж. (1968). Осн. Экономич. И культурный центр Болгарии. Крупный трансп. Узел. Междунар. Ж.-д. Линии Лондон - С. - Стамбул. С. - Афины. С. - Бухарест - Унгены - Москва. Аэропорт Враждебна. В С. Сосредоточено св. 1/5 общего пром. Произ-ва и 22% пром. Рабочих Болгарии. Особенно велика доля С. В продукции машиностроения (трансп., электротехнич., станкос..

София

(греч. Sophia - мастерство, знание, мудрость) - смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующей в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания (греч. Philisophia как любовь, влечение к мудрости, генетически восходящее к philia - филия, любовь и sophia). Исходно в древнегреческой культуре термин 'С.' был соотносим с творчеством ремеслен..

София

СОФИЯ (греч. Sophia - мастерство, знание, мудрость) - смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующей в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания (греч. Philisophia как любовь, влечение к мудрости, генетически восходящее к philia - филия, любовь и sophia). Исходно в древнегреческой культуре термин "С." был соотносим с творчеством ре..

София

(греч. Sophia — мастерство, знание, мудрость) — смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующей в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания (греч. Philisophia как любовь, влечение к мудрости, генетически восходящее к philia — филия, любовь и sophia). Исходно в древнегреческой культуре термин "С." был соотносим с творчеством ремеслен..

София

(Греч.) Мудрость. Женский Логос гностиков. Вселенский Разум. И женский Святой Дух у прочих.. ..

Состязание

Никогда еще внутренний двор дворца Хастинапуры, столицы царства племени куру, не вмещал стольких гостей. Они потянулись со всех концов Индии, привлеченные вестью о состязании славных лучников, царевичей Пандавов и Кауравов. Были заполнены все четыре ряда скамей. Хромой старец, появившийся позже других, тщетно обходил ряды в поисках свободного места Внезапно прозвучал удар гонга, и из-за багрового полога, скрывавшего вход, вышла толпа царевичей — пятеро Пандавов и сто Кауравов, в одеяниях, украш..

Сотер

(женское Сотейра) — (греч. Спаситель), в греческой и римской мифологии прозвище многих богов, к которым обращались как к защитникам от опасности. В эпоху эллинизма прозвище Сотер стало добавляться к именам царей, в Риме — императоров. В христианстве Сотером-Спасителем стали называть Иисуса Христа.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Софокл

(Sophocles, Σοφοχλη̃ς). Второй по времени из трех великих афинских трагиков. Род в Колоне, близ Афин, в 495 г. До Р. X. Он был моложе Эсхила тридцатью годами и на пятнадцать лет старше Эврипида. Двадцати семи лет Софокл одержал победу над Эсхилом на празднике Диониса, после чего Эсхил удалился в Сицилию. Но в 441 г. До Р. X. Софокл сам был побежден Эврипидом. Он умер в 406 г. До Р. X. Из его 130 трагедий до нас дошли только семь, которые считаются самыми совершенными греческими драмами.(Источник..

Софонисба

(Sophonisba). Красивая дочь Гасдрубала, карфагенского полководца. Сначала она была просватана Масиниссе, а затем отец отдал ее за Сифакса, царя зап. Нумидии, соперника Масиниссы. Но Масинисса разбил Сифакса и женился на Софонисбе. Опасаясь ее влияния на Масиниссу, Сципион потребовал выдачи Софонисбы. Тогда Масинисса, не желая отдавать ее в руки римлян, послал ей чашу с ядом.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск София София

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "София" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением София, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа