Сюань-у

159

(«тёмная воинственность»), Сюань-у чжэнь-ди, Сюань-у шэн-цзюнь, Бэйц-зи ЮШЭНЬ ЧЖЭНЬЦЗЮНЬ, Вкитайской мифологии повелитель севера. В астрологии С.-у - созвездие из семи звёзд в северной части неба. Первоначально, видимо, С.-у представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света - черепаха, обвитая змеей (совокупляющаяся с ней) (ср. Бай-ху). Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими представлениями о брачном союзе земли и неба. В старинных комментариях поясняется, что понятие «С.-у» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба - чёрный с красным оттенком) и о черепахе как существе с панцирем-бронёй (отсюда «у», «воинственность»).Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон.

3 в. До н. Э. - нач. 3 в. Н. Э.), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя севера Хэй-ди («чёрный государь») древнекитайской мифологии с С.-у (в средние века С.-у именовался Сюань-тянь шан-ди, «верховный государь тёмного неба»). С кон. 10 в. С.-у стал именоваться также Чжэнь-у («истинная воинственность»), поскольку знак «сюань» был табуирован, так как входил в личное имя государя.Поскольку север в соответствии с учением о пяти стихиях связан с водой, то С.-у стал считаться одновременно божеством воды. По некоторым источникам, С.-у - это воплощение духа Хэй-ди. Владыку севера обычно считали также правителем воды.

В средние века С.-у представляли таким, каким он будто бы явился сунскому императору Хуэй-цзуну. С важным прекрасным лицом, с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в чёрном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным нефритом, с мечом в руке, но босым. Над головой - нимб. Обычно позади него рисовали оруженосца, держащего чёрный стяг, сам он стоит на черепахе, обвитой змеей, которая плывёт по воде. В некоторых местностях С.-у почтительно называли Бэй-е («дедушка Севера», «господин Севера»), а змею и черепаху - гэ - «братишки». Грозный обликом С.-у считался в народной традиции также изгонителем злых духов.С.-у был включён в даосский пантеон. Согласно одному из даосских преданий, С.-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости», цзинлэ - буддийское понятие «рай», перенесённое здесь на землю) после того, как она во сне проглотила солнечный луч.

Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию и служению Юй-ди, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшаиь (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. С.-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.Культ С.-у был весьма популярен у даосов, храмы, посвящённые ему, существовали в Китае, Корее, Вьетнаме. Во многих храмах С.-у по обе стороны от его трона изображались восемь разбойников, бросивших своё ремесло и ставших учениками С.-у, и шесть царей-демонов, побеждённых в битве с С.-у (по другой версии, четыре военных и два гражданских чиновника из свиты С.-у).В китайской средневековой литературе образ С.-у нашёл отражение в фантастической эпопее «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов», 16 в.) Сюй Чжун-линя, романе «Бэй ю цзи» («Путешествие на север», 16 - 17 вв.) и некоторых даосских сочинениях («Саньцзяо Coy шэнь цзи» - «Записки о поисках духов трёх религий», 16 в., и других произведениях).Лит.

Сычёв Л. П., Сычёв В. Л., Китайский костюм. Символика. История, М., 1975, с. 27-28. Maspero Н., Le Taoism et les religions chinoises, P., 1971, p. 176-77. Liu Тsun - уan, Buddhist and Taoist influences on Chinese novel, Wiesbaden, 1962, p. 151- 154. Ду Эp - вэй, Фэн, линь, гуй, лун каоши (Разыскания о фениксе, единороге, черепахе и драконе), Тайбэй, 1971, с. 106-13.Б. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Сюань-у

СЮАНЬ-У - в китайской мифологии бог - повелитель севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей.. ..

Сюань-у

В китайской мифологии бог - повелитель севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей.. ..

Сьеви

В германо-скандинавской мифологии богиня любви.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Сэйси

(санскр. Махаштхамапрапта), в японской буддийской мифологии бодхисатва, почитаемый наряду с Каннон как сподвижник будды Амиды. В то время как Каннон воплощает сострадание будды, С. Олицетворяет его мудрость. Культ С. Получил распространение уже в эпоху Хакухо-Нара (646-794), на что указывает настенная роспись храма Хорюдзи (7-8 вв.). Обычно С. Изображается справа от Амиды. Считается, что С., как и Каннон, после смерти встречает праведников и сопровождает их в рай «чистой земли» (Дзёдо), поэтому ..

Сюгэ Тойон

(«господин топор»), в якутской мифологии бог грома, относящийся к разряду айы. С. Т. Преследует злых духов на небе и земле, поражая их молниями. С. Т. Имеет много эпитетов. «грозный распорядитель», «резвый удалец» и др.я. Л.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Сюй-чжэньцзюнь

(«истинный государь Сюй», «праведный владыка Сюй»), в китайской даосской мифологии могущественный герой, победитель драконов и усмиритель наводнений. С.-ч., родившийся чудесным образом (мать С.-ч. Забеременела от жемчужины, упавшей ей за пазуху из клюва золотого феникса, которого она увидела во сне), с юных лет обучался даосским наукам, потом был назначен начальником уезда. В голодный год С.-ч. Метил кистью осколки черепицы, и они превращались в золото, и простой народ смог внести налог. С помощ..

Дополнительный поиск Сюань-у Сюань-у

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюань-у" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюань-у, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа