Троица

122

(греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas), в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей. Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа святого - «животворящего» начала. Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства. Это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем (ср. Тримурти - триединство Брахмы, Шивы. И Вишну - в индуистской мифологии. Многочисленные группировки божеств по 3 или по 9=3Х3 - в египетских мифах и культах.

Образы 3 мойр, 3 или 9 муз, трёхликой Гекаты - в греческой мифологии. «семейные» триады Юпитер - Юнона - Минерва и Церера - Либера - Либер - в римском культе и т. П.). Однако ипостаси или лица христианской Т. - не взаимозаменимые двойники или маски единой безличной стихии, их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличенность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива. Напротив, они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и Т. Христианства - это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом (именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников - тема «Т.» Андрея Рублёва).

Т. В христианстве не есть и последовательность нисходящих ступеней абсолюта, какова философская триада неоплатонизма. Все три лица «равночестны». Все они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле. Всё от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). Нередки аналогии с 3 грамматическими лицами (завершение Ты и Я в Он), 3 способностями души (памятью, мыслью и любовью), тройным делением времени (прошедшее, настоящее и будущее). По православной доктрине, 3-я ипостась «исходит» от 1-й, как единственной бытийственной праосновы, по католической - от 1-й и 2-й, как реальность соединяющей их любви.Т.

Долго не была предметом изображения в искусстве. Теология настаивала на том, что бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным. Всё прочее - предосудительные фантазии. Однако явление трёх ангелов Аврааму, изображённое ещё на мозаиках 5-6 вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Т. Так возникает иконографический тип «Т. Ветхозаветной», доведённой до совершенства художником Андреем Рублёвым.С другой стороны, ещё в Византии изображали, сначала робко (не на фреске или на иконе, но на миниатюре) т. Н. «Т. Новозаветную» - Отца в виде старца, Христа как отрока на его лоне (этот тип специально называется «Отечество») или взрослого мужа, сидящего по правую руку от него, и Духа - над ними обоими в виде голубя, как он явился, согласно Евангелиям, в момент крещения Иисуса Христа.

Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской культуры. Что касается католического Запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Духа участвуют в некоем торжественном акте (например, присутствуют при диспуте теологов на фреске Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане, возлагают венец на голову девы Марии, приемлют в небеса душу того или иного святого или просто являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения), делаются со времён Ренессанса всё более частыми. Ещё раньше, с 12 в., в западном искусстве развивается специальный тип изображения Т., акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына.

Он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладёт себе на колени его безжизненное тело и т. П. (нем. «Gnadenstuhl», «престол милосердия»), Столь важные моменты христианской доктрины, как «едино-сущие» трёх лиц и их равенство, «равночестность», оказываются при этом утраченными (очевидно, например, что Дух в виде голубя не может быть художественно равнозначным двум другим лицам Т., представленным в человеческом облике). Для Рублёва, напротив, именно они служили вдохновляющей темой.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Троица

IТро́ица (греч. Triа́s, лат. Trinitas) специфического обозначение бога в христианской теологии. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но существует как три личности («лица», «ипостаси»). Бог-отец, бог-сын (логос — «слово») и святой дух. Все лица Т. Равносущны (между ними нет элемента подчинения) и извечны. Термин «Т.», отсутствующий в Новом завете, появляется у богословов конца 2 в. (Феофил, Тертуллиан), учение о Т. Развито в 3 в. (Ориген). Глубоко ирраци..

Троица

ТРОИЦА (пятидесятница) - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Св. Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от пасхи.. ..

Троица

ТРОИЦА (Пятидесятница>), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи.. ..

Троица

Богословский термин, выражающий отличительное содержание христианского понятия о Боге. Учение о Т. Представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства. Так как все содержание христианского учения веры дано в откровении, то и данный догмат не мог явиться как результат стремлений найти какое-либо новое понятие о Боге. Он возник из потребности ближайшим образом определить существо Того, кто является центральным носителем откровения, т. Е. Уяснить вопрос об историч..

Троица

Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) испо..

Троица

Святая Троица. 1. Народн. Обозначение города Пскова. /em> По имени святого покровителя города. БМС 1998, 574. 2. Жарг. Шк. Шутл. Директор школы, завуч, учитель. ВМН 2003, 135.. ..

Троица

Сущ., кол-во синонимов. (9). ..

Троица

Один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях). Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. Н. Тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (38..1) вселенских соборах. Его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).. ..

Троица

Ж.Один из двунадесятых православных церковных праздников в честь триединого, существующего в трех ипостасях Бога, приходящийся на 50-й день после Пасхи. Троицын день, Пятидесятница.. ..

Троица

ТРО́ИЦА -ы. Ж.. ..

Троица

-ы, ж. 1. (Т прописное). В христианстве. Триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т. 2. (Т прописное). Один из двенадцати основных церковных праздников, отмечаемый в 50-й день от Пасхи (пятидесятница) в память Пресвятой Троицы и в 51-й день от Пасхи — в память сошествия святого духа на апостолов (Духов день). Праздновать Троицу. 3. Трое людей, связанных между собой какими-н. Отношениями (разг., часто ирон.). Неразлучная т. 4- Бог троицу любит — поел. О том, что всё так или..

Троица

Троицы, ж. 1. Только ед. В христианском учении - триединое божество, в к-ром соединяются три лица, три ипостаси. Бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (религ.). Связанные единым культом три божества (религ.). Египетская божественная троица (Озирис-отец, Изида-мать и Гор-сын). 2. Только ед. То же, что троицын день (разг. Церк.). 3. Трое, связанные друг с другом какими-н. Отношениями (разг. Шутл.). Наша неразлучная троица.. ..

Троица

Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias.. ..

Троица

Тро́ица др.-русск., ст.-слав. Троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. Тро́е. Отсюда произведено местн. Н. Тро́ицк, в Оренб. Губ, основан на троицу в 1743 г. См. Унбегаун, RЕS 16, 67.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Троица

О. См. Ян-Майен. ..

Троица

— один из основных догматов христианской церкви, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах, ипостасях. Бог-отец, бог-сын (логос — «слово») и святой дух. Кроме того, один из двунадесятых православных церковных праздников, установлен в честь сошествия святого духа на апостолов, которое трактуется как начало широкого распространения христианства, отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. В иконописи — изображение трех ангелов, символ Троицы, распространенный иконопи..

Троица

(греч. Trias, лат. Trinitas) - 1) в христианском богословии специфич. Обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями). Бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. Дух. Все лица Т. Равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Т. В филос. Аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством. Как религ. Учение догмат о Т. - попытка осмысления связи между "всебла..

Троица

ТРОИЦА - центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях). Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения. Причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано "п..

Троица

Центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях). Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения. Причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано "прикровенн..

Троица

Богословский термин, выражающий сложнейшее содержание христианского понятия о Боге, как об Отце, Сыне и Святом Духе - о трех ипостасях Единого Существа (см. Символ веры).. ..

Троица

Один из основных догматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях. Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке н.э. И сразу вызвало острую продолжительную дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреплен на Первом и Втором Вселенских соборах. Споры о сущности Троицы привели к множеству толкований и послужили одним из поводов для разделения церквей..

Троица

Каждый знает христианскую догму «три в одном» и «один в трех». Поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и собственную силу мозга. Ему надо было лишь обратиться к одной из бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам, в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь одну из трех «личностей». Все триады неевреев были составлены из О..

Троглодиты

(Troglodytae, Τρωγλοδύαι), т. Е. “обитатели пещер”. Так называли греки один эфиопский народ, живший в пещерах и имевший общих жен и детей.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Троил

(Troilus, Τρωίλος). Младший сын Приама и Гекубы, убитый Ахиллесом.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Троичная Символика

Число три играло важную роль в культуре и верованиях кельтов. Широкое распространение получили всевозможные триады. В особенности часто встречались триипостасные боги и богини. Так, такими троичными богинями были Морриган, а также Маха.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Тролли

В германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В отличие от мифических противников богов - ётунов, в фольклоре Т., как правило, вредят людям, похищают их и скот, оказываются людоедами. В позднейшей традиции Т. Ассоциировались с различными демоническими существами, в т. Ч. С гномамим. Ю.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Троица

Отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех, символом единства в разнообразии. Средний, действующий как посредник, связывает двух других , в единый совершенный порядок (Прокл). У буддистов Триратна. Будда, Дхарма, Сангха. Будды, Сыновья Будд и Дхармакая. У кельтов есть многочисленные троицы. Три Бриджиты являются тремя в одном, как лунная Великая Мать и семья также является тремя в одном. У христиан это Отец, Сын и Дух Святой или Мария, Иосиф и Иису..

Дополнительный поиск Троица Троица

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Троица" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Троица, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа