Тянь

138

(«небо»), одно из важнейших понятий китайской (особенно древнекитайской) космогонии, мифологии, философии и религиозных верований. Иероглифу Т. Даются разные этимологические объяснения. Вероятнее всего, иероглиф восходит к рисунку небосвода, находящегося над человеком, поэтому уже в ранних (1-е тыс. До н. Э.) текстах Т. Выступает в двух основных значениях. Небо, небесная твердь (отсюда и одно из названий Китая - Тянься. «то, что находится под небом, т. Е. Поднебесная») и Небо - верховный дух, высочайший правитель, стоящий во главе иерархически организованного сонма духов, мандат которого (Тянь мин - мандат Неба) дает земному властителю (Тянь-цзы - «сын неба») право управлять страной. Высшая божественная сила, распорядительница человеческих судеб, ниспосылающая на землю награды и кары.

О возникновении неба повествуется в одном из мифов о Паньгу. Согласно мифу, небо образовалось из содержимого космического яйца, когда всё лёгкое и чистое поднялось вверх и образовало небесную твердь, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и создало землю. По более ранним философско-космогоническим концепциям, вселенная образовалась из Изначального хаоса, по другой версии - из Великого предела (см. Тайцзи), который разделился на две космические силы инъ и ян, а в другом варианте - на небо и землю, в свою очередь породивших тьму вещей. Хотя представление о Небе как о божественной силе появилось позже, чем понимание неба как тверди, находящейся над головой людей, всё же его следует считать весьма архаическим.

Вероятно, оно сложилось у племени чжоу до того, как в результате победы над иньцами это племя стало править Китаем, т. Е. Ранее 11 в. До н. Э. Не исключено также, что оно сначала возникло среди северных и северо-западных кочевников - предков тюркских и монгольских народностей и примерно со 2-го тыс. До н. Э. Проникло в Китай. После того как чжоусцы овладели Китаем, произошло смешение шан-иньской и чжоу-ской культур, отразившееся также и в области религиозных представлений - в контаминации чжоуского культа Неба и шан-иньского культа верховного божества Шан-ди. Отправление общегосударственного культа неба (жертвоприношения на круглом алтаре к югу от столицы) вплоть до революции 1911 производилось императором.В религиозно-космологических представлениях древних китайцев Небо было создателем всего сущего.

Народа, его правителя, пяти движущих начал - металла, дерева, воды, огня и земли. От связи с Землёй оно порождало все вещи («тьму вещей»). Т. Приписывался ряд других, иногда гипертрофированных, человеческих черт. Оно всезнающе и всемогуще, милосердно и справедливо в распределении наград и наказаний, оно благожелательно и заслуживает доверия, на него можно положиться, но в то же время его следует бояться, ему нужно следовать и подчиняться, ибо только так можно заручиться его благосклонностью и обеспечить себе счастье и удачу. К этому Небу и обращался поэт Цюй Юань (340-278 до н. Э.) в своей поэме «Вопросы к небу», его он восхвалял в «Лисао».В поздней средневековой китайской народной мифологии распространено представление о Т.

Как о месте пребывания огромного пантеона божеств во главе с Юй-ди. В этом плане оно мыслилось как территория, на которой находились великолепные дворцы, конюшни для небесных коней, включая восемь скакунов, рысака Гуань-ди. Помещения для небесных воинов, парки и сады, в т. Ч. Персиковый сад Си-ван-му (см. Паньтао), и, наконец, Небесный дворец (Небесные чертоги), резиденция Юй-ди.Лит. Ван Го-вэй. Ши тянь (Толкование термина небо), в его кн. Гуань-тан цзи-линь (Густая роща произведений учителя Гуань-тана), т. 1, Пекин, 1959, с. 282-83. Ду Эр-вэй, Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Шан-ди чжи бу (Исследование древних религий Китая. Проблемы терминов. Небо, дао и Шан-ди), Тайбэй, 1976. Ду Эр-вэй, Жу фо дао чжи синьян яньцзю (Исследование конфуцианских, буддийских и даоских верований), Тайбэй, 1978.

Фэн Ю-лань, Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии), т. 1, Пекин, 1961, с. 54-55. Сrее1 Н. G., The Birth of China. A study of the formative period of Chinese civilization, L„ 1958, p. 181- 184, 256, 341-45, 367-80. Dore Н., Recherches sules superstitions en Chine, pt. 1 - Les pratiques superstitieuses, t. 2, № 3, Chang-hai, 1912, p. 277, 292-93, t. 2, № 4, p. 391, 419, 428, pt. 2 - Le pantheon chinois (suite), t. 9, Chang-hai, 1915, p. 468-75.С. Кучера.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Тянь

ТЯНЬ (кит. Небо) - в китайской мифологии небо как высшее божество, правитель мира и хранитель миропорядка. Китайский император считается "сыном неба".. ..

Тянь

(небо), или хуан-тянь (царственное небо) — являлось в древние времена, когда в Китае господствовало шаманство, главным объектом почитания. Оно и доныне играет выдающуюся роль в религиозных представлениях народа. Небо — это внешнее проявление силы распорядителя судеб мира, или Шанди, с которым оно постоянно смешивается народом. Это промысел, судьба, поддерживающая ненарушимость вечных законов, на которых зиждется порядок во вселенной. Представителем неба на земле является богдохан, носящий в этой..

Тюркоязычных Народов Мифология

Совокупность мифологических систем народов, говорящих на тюркских языках (турок, азербайджанцев, туркмен, казахов, киргизов, узбеков, уйгуров, ногайцев, татар, каракалпаков, кумыков, карачаевцев, балкарцев, башкир, чувашей, алтайцев, тувинцев, шорцев, хакасов, якутов, гагаузов, караимов, крымчаков, жёлтых уйгуров и др.). Одним из источников формирования Т. Н. М. Явились мифологические представления древних тюрок.Древних (орхонских) тюрок мифология известна лишь во фрагментах, сохранённых в древн..

Тюштян

Тюштень, Тюштя, в мордовской мифологии культурный герой, основатель светской власти. Т. - пахарь-богатырь, избранный эрзянь кирди («правителем эрзи») или инязором (от ине, «великий», азор, «хозяин») на совете семи старейшин эрзи. По преданию, когда Нишке создал землю и народ эрзю, эрзяне сильно умножились и стали спорить из-за земли. Т. Согласился поделить угодья, если получит священный знак. Сухая палка, воткнутая в землю, должна зазеленеть во время его пахоты. Т. Стал справедливым правителем. ..

Тянь-ди

(«небесный правитель», «небесный государь», «небесный император»), в китайской поздней народной мифологии верховное божество, глава божеств и духов. Т.-д. По-существу является синонимом Тянь и Шан-ди (хотя между ними имеются определённые различия этимологического и семантического характера). Как предмет поклонения и религиозных обрядов Т.-д. Играл порой менее значительную роль, чем подчинённые ему божества (например, Цай-шэнъ, Цзао-ШЭНЬ).С. Кучера.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Тянь-хоу

(«небесная императрица»), богиня моря в поздней китайской мифологии. Культ её зародился в 10- 11 вв. В прибрежных районах Фуцзяни в результате обожествления, видимо, реальной девицы по фамилии Линь, жившей в 8 или 10-11 вв., душа которой якобы летала спасать братьев, терпящих бедствие на море. В 1156 по приказу императора был воздвигнут храм в её честь. Государи награждали её пышными титулами. С 13 в. Её стали называть Тянь-фэй («небесная наложница»), а с кон. 17 в. - Т.-х. Ей молились перед вых..

Дополнительный поиск Тянь Тянь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тянь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тянь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 4 символа