Херувимы

135

(евр. Kerubîm), в иудаистической и христианской мифологии ангелоподобные существа-стражи. После изгнания богом Адама и Евы из рая X. Поставлен охранять пути к древу жизни (Быт. 3, 24). Охранительная функция X. Отмечена в культовой символике. Бог велит увенчать крышку ковчега завета двумя золотыми X. (Исх. 25, 18-22). В храме Соломона X. Призваны охранять содержимое ковчега - скрижали завета (3 Царств 6, 23-35. 8, 6-7). В одном из видений пророком Иезекиилем нового храма описываются двуликие X., у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой - львиное (Иезек. 41, 18-19). Образ X. Имеет параллели с широко распространёнными на Ближнем Востоке образами антропоморфно-зооморфных существ с охранительной функцией, сочетающих черты человека, птицы, быка и льва.

Египетский сфинкс, с которым X. Сравнивал Филон, хеттские и греческие грифоны и особенно ассиро-вавилонские karubu (аккад. «заступник». С ними X. Могут быть сопоставлены и этимологически), представляемые в облике крылатых львов, быков с человеческими головами, охраняющих царские дворцы, храмы, священные деревья, сокровища и т. Д. Под влиянием подобной образности оформились, несомненно, представления о X. В той форме, в какой они появляются в Иезекииля видении, где они служат седалищем бога (ср. Изображение Ахирама, царя Гебала, из Библа, восседающего наподобие Х„ и аналогичные существа на алтарях из Таанаха и Медигго, а также некоторые ассирийские изображения, где такие существа поддерживают свод с троном божества).

Представление о боге, восседающем на X. (ср. 1 Царств 4, 4. Ис. 37, 16 и др.), формировалось под влиянием концепции местопребывания «славы божьей» над осенённым X. Ковчегом завета в святая святых храма. Моисей «слышал голос, говорящий ему с крыши, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему» (Чис. 7, 88). В видениях Иезекииля «слава божья» покидает храм и возвращается в него на X. (Иезек. 10. 43, 2-5). Сближение X. Со стихией воздуха [«И воссел (бог) херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (Пс. 17. 11)] дополняется их тесной ассоциацией с огнём (ср. «и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад. Огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» - Иезек.

1, 13-14, ср. 10, 2 и 7. 28, 14 и 16, а также образ X. «с пламенным мечом обращающимся» из Быт. 3, 24).Подобные иезекиилевым X. Образы покрытых очами животных, шестикрылых, как и серафимы, воспроизводятся в апокалиптическом видении Иоанна Богослова (Апок. 4, 6-8). Апокрифическая «2-я книга Еноха» описывает их как ангелов шестого и седьмого неба, вместе с серафимами поющих хвалу богу возле его престола (19, 6, 20. 1). Агадическая традиция представляет X. Как существа, созданные богом в третий день творения и вследствие этого аморфные и андрогинные, способные принимать разные обличья (Берешит рабба, 21), либо как первые, сотворённые богом существа. Мифология каббалы отводит им третье место в иерархии ангелов, ставя над ними начальником архангела Херувиила.(Источник.

«Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Херувимы

ХЕРУВИМЫ (от др.-евр. Керубим) - одна из категорий ангелов.. ..

Херувимы

ХЕРУВИМЫ (от древнееврейского керубим), один из рангов (чинов) ангелов.. ..

Херувимы

Один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют, обыкновенно, херувимам место второго чина первой степени (серафимы, X., престолы). Самое подробное описание X. Находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово "херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая (III, 24). Херувим с пламенным мечом поставлен был у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображен..

Херувимы

(евр. "керуб", множественное число - "керубим"), крылатые существа, упоминаемые в Библии. Судя по скудным свидетельствам, разбросанным в Писании, они, по-видимому, напоминали ассирийских и вавилонских крылатых львов с человеческими головами, которые охраняли входы во дворцы и храмы. В Сирии и Палестине обнаружены многочисленные изображения царей, восседающих на троне, поддерживаемом херувимами. Эти изображения в большинстве датируются 1200-800 до н.э. Хотя такие изображения могли вызвать к жизни..

Херувимы

(евр. Cherubim - мудрость, знание). Высший ангельский чин.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Херувимы

– в иудейской и христианской религиях – одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.. ..

Херувимы

Херувимы (евр. Керувим, мн.ч. От керув). 1) Х. В Библии следует отличать от остальных ангелов. Если последним как "посланцам" Божьим даются различные поручения (Быт 28:12. 32:1. Суд 2:1-4. Пс 90:11. Мф 18:10. Деян 12:7-10. Евр 1:4 и след.), то Х. Появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в Своем величии Сам Бог (ср. Исх 25:17-21. Пс 79:2. 98:1. Иез 1. 10 и др.). Впервые о Х. Говорится в Быт 3:24, где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. Ро..

Херувимы

Одни из самых приближенных к Богу небесных сил (вторые после серафимов).. ..

Херсонес

(Chersonesus, η Χερσόνησος).1) Полуостров Фракийский Херсонес, или просто Херсонес, лежащий между фракийским морем и Геллеспонтом.2) Полуостров Таврический, или Скифский Херсонес, т. Е. Нынешний Крым.3) Кимврский Херсонес, или нынешний Ютландский полуостров.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Херт-сурт

В мифологии чувашей дух - покровитель дома и семьи. Образ Х.-с. Нетюркского происхождения и связан, видимо, с мифологией финноязычного населения Восточной Европы. (Тождественные Х.-с. По функциям духи с близкими названиями почитались финноязычными народами Поволжья, например покровительница двора Кардаз-ава у мордвы.) Слово «сурт» в имени Х.-с., возможно, родственно русскому «чёрт». Считалось, что Х.-с. Обычно невидим, а показываясь людям, принимает облик женщины или девушки в белом. Живёт Х.-с...

Херфуф

См. Хуфхор(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Хет

Одна из величин измерения длины. = 52,35 мсм. Меры длиныВ. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Херувимы Херувимы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Херувимы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Херувимы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа