Херувимы
(евр. Kerubîm), в иудаистической и христианской мифологии ангелоподобные существа-стражи. После изгнания богом Адама и Евы из рая X. Поставлен охранять пути к древу жизни (Быт. 3, 24). Охранительная функция X. Отмечена в культовой символике. Бог велит увенчать крышку ковчега завета двумя золотыми X. (Исх. 25, 18-22). В храме Соломона X. Призваны охранять содержимое ковчега - скрижали завета (3 Царств 6, 23-35. 8, 6-7). В одном из видений пророком Иезекиилем нового храма описываются двуликие X., у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой - львиное (Иезек. 41, 18-19). Образ X. Имеет параллели с широко распространёнными на Ближнем Востоке образами антропоморфно-зооморфных существ с охранительной функцией, сочетающих черты человека, птицы, быка и льва.
Египетский сфинкс, с которым X. Сравнивал Филон, хеттские и греческие грифоны и особенно ассиро-вавилонские karubu (аккад. «заступник». С ними X. Могут быть сопоставлены и этимологически), представляемые в облике крылатых львов, быков с человеческими головами, охраняющих царские дворцы, храмы, священные деревья, сокровища и т. Д. Под влиянием подобной образности оформились, несомненно, представления о X. В той форме, в какой они появляются в Иезекииля видении, где они служат седалищем бога (ср. Изображение Ахирама, царя Гебала, из Библа, восседающего наподобие Х„ и аналогичные существа на алтарях из Таанаха и Медигго, а также некоторые ассирийские изображения, где такие существа поддерживают свод с троном божества).
Представление о боге, восседающем на X. (ср. 1 Царств 4, 4. Ис. 37, 16 и др.), формировалось под влиянием концепции местопребывания «славы божьей» над осенённым X. Ковчегом завета в святая святых храма. Моисей «слышал голос, говорящий ему с крыши, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему» (Чис. 7, 88). В видениях Иезекииля «слава божья» покидает храм и возвращается в него на X. (Иезек. 10. 43, 2-5). Сближение X. Со стихией воздуха [«И воссел (бог) херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (Пс. 17. 11)] дополняется их тесной ассоциацией с огнём (ср. «и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад. Огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» - Иезек.
1, 13-14, ср. 10, 2 и 7. 28, 14 и 16, а также образ X. «с пламенным мечом обращающимся» из Быт. 3, 24).Подобные иезекиилевым X. Образы покрытых очами животных, шестикрылых, как и серафимы, воспроизводятся в апокалиптическом видении Иоанна Богослова (Апок. 4, 6-8). Апокрифическая «2-я книга Еноха» описывает их как ангелов шестого и седьмого неба, вместе с серафимами поющих хвалу богу возле его престола (19, 6, 20. 1). Агадическая традиция представляет X. Как существа, созданные богом в третий день творения и вследствие этого аморфные и андрогинные, способные принимать разные обличья (Берешит рабба, 21), либо как первые, сотворённые богом существа. Мифология каббалы отводит им третье место в иерархии ангелов, ставя над ними начальником архангела Херувиила.(Источник.
«Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Херувимы
На нашем сайте Вы найдете значение "Херувимы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Херувимы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 8 символа