Хуан-ди

120

(«жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Х.-д. Как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Х.-д. Считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Х.-д. Связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Х.-д. Первоначально сложился у рода Чэнь, где Х.-д.

Почитался в качестве драконо-подобного божества грома. В различных описаниях Х.-д. В сочинениях рубежа н. Э. Есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.Считается, что родовой фамилией Х.-д. Была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Х.-д. - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Х.-д. Как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Х.-д. Был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Х.-д. Был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица.

Четырёхглазость или четырёхликость Х.-д. Может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Х.-д., возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. До н. Э., Х.-д.- один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Х.-д. С образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Х.-д. Как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.Х.-д. Приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель.

Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Х.-д. О внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Х.-д. По имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Х.-д. Первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. До н. Э.). Х.-д. Был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью.

Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Х.-д.) не пожелал подчиниться. Тогда Х.-д. Собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Х.-д. Вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Х.-д. - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. До н. Э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Х.-д. Победил в битве при Чжолу и казнил.Х.-д. Никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги.

Х.-д. Женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Х.-д. Было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Х.-д. Почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. Э. С Х.-д. Как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Х.-д. Жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. Н. Э.], Х.-д. В конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон.

Х.-д. Ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Х.-д. Постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Х.-д. Стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Х.-д. Погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Х.-д., которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. Н. Э.). В средние века даосы почитали Х.-д. Как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе Х.-д. Чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).Лит.

Сыма Цянь, Исторические записки (.

Значения в других словарях
Хуан-ди

ХУАН-ДИ (кит. Желтый государь) - в китайской мифологии культурный герой, научивший людей изготовлять инструменты, оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Легендарный первый правитель Китая. Владыка центра (см. Уди).. ..

Хуан-ди

1) один из титулов китайского императора. 2) имя мифического государя Китая (2697—2597 г. До Р. Хр.), установившего систему времясчисления по 12 ветвям и 10 пням и правильный порядок землепользования.. ..

Хрунгнир

(др.-исл. Hrungnir, от слова «шум»), в скандинавской мифологии один из великанов - противников богов асов. УХ. - каменные сердце и голова, ему служит глиняный великан Мёккуркальви. X. Соревнуется в конной скачке с богом Одином, угрожает убить асов и увести богинь Фрейю и Сив, но гибнет в поединке с Тором.е. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Хтоний

— (греч. Земной), в Др. Греции эпитет божеств подземного царства или связанных с ним (Аида, Гермеса, Диониса). Женская форма Хтония.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Хуашань

(«цветущая гора»), в китайской мифологии одна из пяти священных гор (см. У юэ), где, по преданию, мифический государь Шунь, объезжая свои владения, приносил жертвы небу. Реальная гора X. (на-ходитс. В провинции Шэньси) у даосов была местом отправления культов чадоподательниц. Сун-цзы няннян, или Шэн-му («святая матушка»), изображавшейся верхом на лошади. Ви-ся юаньцзюнь и др., а также бодхисатвы Гуань-инь.Лит. Morrieon Н., Eberhard W., Hua Shan. The Taoist sacred mountain in West China ite scene..

Хубал

(hbl), в древнеарабской мифологии бог мекканского племени ку-райш (из которого происходил Мухаммад), очевидно, бог-предок и покровитель курайшитов, бог небес или луны. X. - главное божество мекканской каабы. Там помещалось его изображение в облике человека - каменная статуя с золотой правой рукой. Находившийся в каабе чёрный камень (видимо, метеорит. Его почитание было в переосмысленном виде воспринято исламом, см. В ст. Адам), вероятно, также олицетворял X. В качестве главного божества Мекки X...

Дополнительный поиск Хуан-ди Хуан-ди

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хуан-ди" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуан-ди, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа