Хуан-ди
(«жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Х.-д. Как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Х.-д. Считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Х.-д. Связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Х.-д. Первоначально сложился у рода Чэнь, где Х.-д.
Почитался в качестве драконо-подобного божества грома. В различных описаниях Х.-д. В сочинениях рубежа н. Э. Есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.Считается, что родовой фамилией Х.-д. Была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Х.-д. - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Х.-д. Как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Х.-д. Был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Х.-д. Был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица.
Четырёхглазость или четырёхликость Х.-д. Может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Х.-д., возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. До н. Э., Х.-д.- один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Х.-д. С образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Х.-д. Как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.Х.-д. Приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель.
Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Х.-д. О внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Х.-д. По имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Х.-д. Первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. До н. Э.). Х.-д. Был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью.
Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Х.-д.) не пожелал подчиниться. Тогда Х.-д. Собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Х.-д. Вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Х.-д. - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. До н. Э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Х.-д. Победил в битве при Чжолу и казнил.Х.-д. Никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги.
Х.-д. Женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Х.-д. Было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Х.-д. Почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. Э. С Х.-д. Как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Х.-д. Жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. Н. Э.], Х.-д. В конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон.
Х.-д. Ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Х.-д. Постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Х.-д. Стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Х.-д. Погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Х.-д., которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. Н. Э.). В средние века даосы почитали Х.-д. Как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе Х.-д. Чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).Лит.
Сыма Цянь, Исторические записки (.
Дополнительный поиск Хуан-ди
На нашем сайте Вы найдете значение "Хуан-ди" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуан-ди, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 7 символа