Хурритская Мифология

112

Источники изучения X. М. - хурритские литературные сочинения, дошедшие в хеттских переложениях, ритуальные тексты из Богазкёйского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее развитие в X. М. Получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским (в них действуют шумеро-аккадские по происхождению божества Ану, Алалу, Эа, Никкаль, Тапкина и др., сохранены представления о первоначальном единстве мира, предшествовавшем отделению неба от земли, о смене поколений богов и т. Д.). Мир делился на три сферы. Небо, населённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа» или минувшие, древние боги, ср.

Ануннакив шумеро-аккадской мифологии). X. М. Не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны, нашедшие отражение в хуррито-хеттских источниках из Богазкёя («анатолийский», или «малоазийский») и хурритских списках богов из Угарита («западносемитский»), менее - из Митанни и Нузи (населённая хурритами область в бассейне реки Диала). При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро. Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубадиг, Кужух, Шимиге, Шавушка. Тешуб и, возможно, Шимиге имеют точные соответствия в урартской мифологии. Тейшеба и Шивини. Верховное божество «анатолийского» пантеона - бог грозы Тешуб (соответствует шумеро-аккадскому Ададу, западносемитскому Балу). Его спутники - быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв.

«вечер») и обожествлённые горы Намни (хуррит. Возможно, соответствует античному Аманус в Сирии) и Хаззи (хуррит. Западносемитский Цапану, библейский Цафон, античный Касиус, современный Джебель аль-Акра). Далее следуют «отец богов» Кумарби, бог подземных вод и мудрости Эа, бог солнца Шимиге, бог луны Кужух, воинственные боги Аштаби и Нубадиг, бог огня Иршаппа (соответствует западносемитскому божеству огня Рашапу), многочисленные анатолийские по происхождению боги-защитники (идеографическое написание KAL). Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Супруга Кумарби (отождествлённого с запад-носемитским Догоним) - богиня Шалуш (Шалаш) Пидинская, супруга Эа (как и в Аккаде) - Тапкина (см. Дамгальнуна), Кужуха - Никкаль (в Аккаде - Ни-нгаль, супруга бога луны Нанна), Шимиге - Айа (в Аккаде - супруга бога солнца Шамаша).

Шавушка (выступающая иногда и как мужское божество) - хурритская ипостась вавилоно-ассирийской Иштар, сестра Тешуба, богиня плодородия и любви, в мифах наиболее активно действующий женский персонаж. Её окружают богини Ниннат-та, Кулитта и, возможно, Ишхара. Богини судьбы - Худены - Худел-луры. Алани (букв. «госпожа») - богиня преисподней (соответствует шумеро-аккадской Эрешкигаль). Адамма, по-видимому, идентична госпоже города Кархемиша богине плодородия Кубабе. Среди богов подземного царства выделяются Энлиль, Абаду, отец и мать Ишхары, Нара, Намшара, Минки, Амунки, Амизаду, Алалу.«Западносемитский» пантеон, включая большинство перечисленных богов, менее упорядочен (при их перечислениях не соблюдалась строгая иерархическая последовательность), значительное место в нём занимали локальные западносемитские элементы.

В пантеон Митанни, правящая династия которого была, по-видимому, арийской по происхождению, входили не встречающиеся более нигде в Передней Азии древнеиндийские божества Митра, Индра, На-сатьи, возможно, Варуна (хотя необычное написание его имени Uruwa-па вызывает сомнение в справедливости такого отождествления). Оригинальные божества нузийского пантеона - Тилла и U.GUR (идеографическое написание).Наибольшее отражение хурритские мифы нашли в хеттских эпических сочинениях о Кумарби. В первом из них («О царствовании на небесах») повествуется о смене трёх поколений богов. В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог неба Ану прислуживал ему. По истечении девяти лет правления Алалу, Ану изгоняет его на землю и воцаряется на небесах.

Ему прислуживает Кумарби, но через девять лет восстаёт против него. Ану в испуге бежит, взлетая на небо, но Кумарби настигает его и оскопляет. Ликующему Кумарби Ану предвещает рождение трёх грозных богов. Тешуба, его помощника Ташмишу и реки Аранзах (хурритское название Тигра). Услышав это, Кумарби выплёвывает сперму Ану [но, очевидно, не всю, так как отдельные фрагменты мифа повествуют о рождении из головы Кумарби Тешуба и двух других богов (не называвшихся Ану)]. Земля беременеет и производит на свет двоих детей (возможно, от семени Ану, выплюнутого Кумарби). По-видимому, к этому же циклу относится отрывок, в котором говорится, что Тешуб возжелал убить Кумарби. Ану пытается убедить его отказаться от своего намерения и, видимо, предлагает сделать царём Эа.

(Тешуб в итоге всё же низвергает Кумарби и занимает небесный престол.) Затем, очевидно, следуют события, описанные в мифе о кратковременном царствовании на небесах бога-хранителя (KAL), который побеждает Тешуба и (с согласия Эа - в этом отрывке он назначает и свергает небесных правителей) восходит на престол. Однако, недовольный его правлением, Эа смещает KAL. Тешуб вместе со своим визирем Нинуртой (хуррит. Аштаби) наносит KAL увечья, и тот признаёт власть Тешуба. В «Песни об Улликумме» Кумарби, свергнутый Тешубом, пытается отомстить ему и вернуть утраченную власть. Для этого, сочетавшись со Скалой, он порождает каменное чудовище (Улликумме), призванное разрушить священный город Тешуба Куммию и низвергнуть узурпатора.

По поручению, которое дал Кумарби, боги Ирширры несут младенца в море и кладут на плечо Убеллури - гиганта, поддерживающего вселенную. Улликумме растёт не по дням, а по часам и через пятнадцать дней достигает неба. Первым его замечает Шимиге и сообщает Тешубу. Встревоженный Тешуб вместе со своим братом Ташмишу и сестрой Шавушкой отправляется на гору Хаззи взглянуть на чудовище. Его вид приводит богов в трепет. Шавушка пытается сразить Улликумме своими чарами, но безуспешно. Кумарби предусмотрительно (видимо, потому, что ранее Шавушка очаровала и погубила другое чудовище - Хедамму) создал его слепым и глухим. Тешуб созывает богов и готовится к битве. Но боги бессильны перед каменным чудовищем. Лишь Эа принадлежащим богам низа резаком (которым в минувшие времена земля была отделена от неба) удаётся отрезать Улликумме от Убеллури и тем лишить силы.

В хеттской передаче дошёл также миф о рождённом Кумарби и дочерью моря Шертабшухури змее Хедамму, ненасытном чудовище, уничтожающем человечество. С ним удаётся справиться лишь Иштар Ниневийской (Шавушке), покорившей его своими чарами. Трудно судить, входит ли этот миф в цикл о Кумарби или является самостоятельным произведением.Лит. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, пер. С древнемалоазиатских языков, М. 1977. Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн. Мифологии древнего мира, пер. С англ., М., 1977. Friedrich J., Churritische Märchen und Sagen in hethitischer Sprache, «Zeitschrift fur Assyriologie und Verwandte Gebiete., 1960, Bd. 49 (Neue Folge, 15). Его же, Der churritische Mythus vom Schtangendamon Hedammu in hethitischer Sprache, «Archiv Orientalni., 1949, v.

17/1. Goetze A., Kleinasien, Munch., 1957. Gflterbock Н. G. (ed.), Kumarbi, Mythen vom churritischen Kronos..., Z.-N. Y., 1946. Его же. The hittite version of Hurrian Kumarbi myths. Oriental Forerunners of Hesiod, «American Journal of Archeology», 1948, v. 52. Его же. The song of Ullikummi..., New Haven, 1952;Laroche E„ Recherches sur les noms des dieux hittites, P., 1947. Его же, Tessub, Hebat et leur cour, «Journal of Cuneiform Studies» 1948, № 2. Его жe, Le Pantheon de Jazilikaya «Journal of Cuneiform Studies», 1952, № 6 его же, Ugaritica, V, Nouveaux textes acca diens, hourrites, et ugaritiques des archives et bibliothèques privées d'Ugarit, P., 1968, p. 518- 527. Его же. Notes sur le panthéon hourrite de Ras Shamra, «Journal of the American Oriental Society», 1968, v.

88. Его же, Les dénominations des dieux «antiques» dans les textes hittites, в кн. Anatolian Studies Presented to Н. G. Guterbock on the occasion of his 65-th birthday, Istanbul, 1974, p. 175-85. Его же. Pantheon national et pantheons locaux chez les Hourrites, «Orientalia», 1976, v. 45, № 1-2. Meriggi P., Imitidi Kumarpi, 11 Kronos Curri со, «Athenaeum». 1953, v. 41, (N. S., v. 31). Otten Н., Mythen vom Gotte Kumarbi, В., 1950. Pritchard J. B. (ed.). Ancient Near Eastern texts, relating to the Old testament, 2 ed., Princeton, 1955. Schuler E. Von Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн. Wörterbuch der Mythologie, hrsg. Von Н. W. Haussig, Abt. 1, Lfg. 1, Stuttg., 1965. Slegelova J., Appu-Marchen und Hebamme-Mythus, Wiesbaden, 1971 (Studien zu den Bogazkoy-Texten, № 14).М.

Л. Хачикян.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Хур

(«солнце»), в осетинском нартском эпосе божество. Его дочь Ацырхус выбрала для себя женихом Сослана и после выплаты им огромного калыма стала его женой, по другому варианту. Сослан отбивает её у жениха. За оскорбление дочери X. Посылает на небо колесо Балсага, от которого Сослан гибнет. Батрадз также гибнет от X. По просьбе зэдов и дауагов, которым Батрадз устроил побоище, бог велит X. Послать на землю за один день весь тот жар, который он должен отдать за целый год. X. Выполнил просьбу бога, и ..

Хуракан

(«одноногий»), в мифологии киче одно из главных божеств, творец и повелитель мира, податель дочерей и сыновей, владыка грозы, ветра и ураганов. В образе X. У киче слились старые представления майя о богах ветра и грозы вместе с образом древнего божества Тескатлипоки, отсюда его имя. Имел три ипостаси. Какулха-Х., Чипи-Какулха, Раша-Какулха, все связанные с молниями. Наиболее распространённые его эпитеты. «сердце неба», «сердце земли».р. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Хусайн

Ал-Хусаин (al-Husain), в мусульманской традиции мифологизированный образ сына Али и Фатимы. Убитый (в 680) в стычке с войсками халифа Иазида I X. Почитается шиитами как святой мученик, а его могила в Кебеле (Ирак) является одной из главных шиитских святынь. X. Посвящены ежегодные мистерии («та зийа»), содержание которых составляют эпизоды различных мусульманских легенд, возвеличивающие X. Центральное место занимает изображение гибели X. И траурной процессии. Участники наносят себе раны, имитируя..

Хусрава

Хосрава, Кави Хосрава (авест.), Кай Хусроу (фарси), герой иранского эпоса, сын Сйаваршана, царь из династии Кейянидов. Судя по древним фрагментам «Авесты», образ X. Индоиранского происхождения. X. В них не называется Кейянидом, он просит у Ардвисуры Анахиты власть «над богами и людьми» («Яшт» V 49-50), «озером Хусравы» называется один из заливов мирового океана («Яшт» XIX 56). Эпитет X. - «медведь (?) арийских стран». Возможно, образ X. Сохранился и в «Ригведе». Susravas (I 53, 10). В более позд..

Дополнительный поиск Хурритская Мифология Хурритская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хурритская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хурритская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 20 символа