Чибча-муисков Мифология

235

Была распространена до 16 в. - до времени испанского завоевания - среди индейцев языковой группы чибча, населявших район Центрального нагорья современной Колумбии. Племена чибча были к моменту прихода испанцев объединены в две большие конфедерации, называвшиеся по их столицам. Богота (Баката) и Согамосо.Ч.-м. М. Не успела сложиться в стройную единую систему, однако ко времени вторжения испанцев уже появлялся общий для всех чибчамуисков пантеон с определёнными для каждого персонажа мифологемами и сюжетами, с намечавшейся иерархией божеств и героев, что отвечало начавшемуся процессу классообразования у чибча-муисков. Общим для всех чибчамуисков был космогонический миф, согласно которому бог-демиург Чиминигагуа, вместилище света, распространил свет в тёмный до того мир, затем создал все вещи, растения, животных, людей, а из самых прекрасных - мужчины и женщины - сделал солнце и луну.

По другой версии, первые, неизвестно кем сотворённые люди - касик Согамосо и его племянник касик Рами-кири создали прародителей человечества. Мужчину из жёлтой глины и женщину из высокой полой травы. Затем касик Согамосо послал племянника на небо, чтобы тот стал солнцем и освещал мир. Но видя, что света всё ещё не хватает, сам тоже поднялся на небо и стал луной. Небо у чибчамуисков необитаемо. Земля держится на больших гуайяках (кустарник с очень твердой древесиной), по другому сюжету - на плечах Чибчакума. Центр земли - место обитания душ умерших, которые, как и при жизни, живут в таких же домах, возделывают поля и т. Д. В страну мёртвых души умерших переправляются через бурную реку в лодках и на плотах, сплетённых из паутины, а затем спускаются по крутым, обрывистым дорогам через жёлтую и чёрную земли (возможно, символизирующие день и ночь).

В Ч.-м. М. Главными небесными божествами считались Суэ и Чиа, кроме того, широкое распространение приняло почитание матери-земли и воды (поклонялись рекам и озёрам).Антропогонический миф в Ч.-м. М. Существовал в трёх основных вариантах. Согласно одному из них, сотворение людей приписывалось Чиминигагуа, по другому - Согамосо и Ра-микири, по третьему - прародительницей людей была Бачуэ со своим сыном-мужем. Большое число мифов в Ч.-м. М. Связано с животными (птицы, земноводные, медведь, лисица, ягуар, пума, олень). Так, божество Ненкатакоа имело облик медведя или лиса, в ритуальных плясках танцоры обряжались различными животными. Особое распространение получили мифы о змеях, связанные с почитанием водной стихии. Прародительница Бачуэ в её сын-муж превратились в змей, что позволяет предположить то-темический характер культа.

В Ч.-м. М. Шёл также процесс антропоморфизации божеств. Солнечный диск Суэ слился с образом одного из высших божеств - Бочики (почитавшемся в виде старца). Луна Чиа - с божеством плодородия - Уитакой, имевшей облик прекрасной женщины. Звериные персонажи заменялись человеческими. Так, по одному из мифов, жена касика, уличённая мужем в измене, утопилась вместе с маленькой дочкой в озере Гуатавита. Когда касик потребовал от жрецов вернуть жену и дочь, то один из жрецов, спускавшийся на дно, рассказал по возвращении, что они стали божествами озера Гуатавита и их стережёт дракон (змея). Почитание водных божеств озера Гуатавита легло в основу. Ритуала посвящения в правители у чибча. Вступающий в должность вождя приходил в сопровождении жрецов и толпы народа к озеру Гуатавита.

Здесь жрецы смазывали его тело жиром и посыпали золотой пылью. Затем он выплывал на середину озера на тростниковом плоту, нагруженном золотом и драгоценностями, весь груз бросал в воду, чтобы умилостивить водные божества, а сам вплавь добирался до берега, как бы повторяя мифологический сюжет «рождения из озера». Этот ритуал послужил развитию иной, европейской легенды о сказочно богатой стране и её золотом правителе - Эль Дорадо (перевод с испанского El dorado, «золотой», «золочёный»). Наряду с другими у чибчамуисков получил распространение солярный миф. Многие вожди - реальные или легендарные - считались наследниками либо прямыми потомками солнца, например Фома-гата, обладавший способностью превращать людей в камень.

Сюда же. Относится миф о культурном герое, тиране - устроителе общества Га-ранчаче. Он родился от дочери касика Гуачета, девственно зачавшей от солнца на вершине холма и родившей большой изумруд, который через несколько дней превратился в мальчика Гаранчачу. Достигнув 24 лет, он ушёл странствовать и обошёл все земли племенных союзов Тунхи и Согамосо, где ему поклонялись как сыну солнца. Затем, убив касика Рамикири, Гаранчача занял его место, позднее стал правителем Тунхи, где заложил храм своему отцу - солнцу. С приходом испанских завоевателей Гаранчача исчез, как исчезает вечером солнце.Лит. Созина С. А., Муиски - ещё одна цивилизация древней Америки, М., 1969;Simon P., Noticias historiales de las conquistas de Tierra Firme en las Indiaa Occldentales, v.

1-9, Bogota, 1953. Fernandez de Pledrahita L., Historia general de las conquistas del Nuevo Reino de Granada, v. 1-4, Bogota, 1942. Castellanos J. De, Historia del Nuevo Reino de Granada, t. 1-2, Madrid, 1886-87. Kroeber A. L., The Chibcha, в кн. Handbook of South American Indians, v. 2, Wash., 1946, p. 887-909. Ghisletti L., Los muiskas una gran civilizacion precolombina, t. 1-2, Bogota, 1954. Broadbent S. М., Los chibchaa, Bogota, 1964.С. Я. Серов(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Чиа

(«луна»), в мифологии чибча-муисков богиня луны. Чиминигагуа в конце творения мира превратил самую красивую женщину в луну, а самого красивого мужчину - в солнце. По другому мифологическому сюжету, в луну преобразился творец людей, прародитель чибча - касик селения Сога-мосо. Образ Ч. Контаминировался (вероятно, при объединении племён) с другими божествами плодородия - Уитакой и Юбекайгуайя, причём каждая из ипостасей приняла на себя отдельную функцию. Ч. Способствовала большему плодородию земли..

Чибрафруиме

В мифологии чибчамуисков бог войны, покровитель сословия воинов. Считался помощником Бочики.С. А. Созина.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Чибчакум

Чибчачум («опора», «сила чибча»), в мифологии чибчамуисков бог природных сил, хранитель земли чибча, никуда не отлучающийся из её пределов. Однажды Ч„ рассердившись на людей за несоблюдение установленных им обычаев, запрудил течение рек Сопо и Тивито и затопил долину Боготы. Бочика, который по просьбе чибча избавил их от наводнения, обязал Ч. Держать на плечах землю. Время от времени Ч., чтобы отдохнуть, перекладывает землю с одного плеча на другое, поэтому происходят землетрясения. Ч. Особенно ..

Чивефас

В английском фольклоре чудесное животное, слегка напоминающее корову. Оно питается только робкими, во всем покорными мужьям женщинами, а поскольку те встречаются крайне редко, чивефас всегда голоден.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Дополнительный поиск Чибча-муисков Мифология Чибча-муисков Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чибча-муисков Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чибча-муисков Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 23 символа