Шунь

171

В древнекитайской мифологии один из мудрых идеальных правителей (наряду с Яо). Согласно преданию, мать Ш. Зачала его, увидев на небе большую радугу (поскольку радуга ассоциировалась с драконом, можно предполагать типичный для китайской мифологии мотив чудесного зачатия героя от дракона). Ш. Представлялся в виде горбатого человека с чёрным цветом кожи, большим лбом и особой драконовой метой посередине лба - характерным знаком большинства древних правителей, подчёркивающим их связь с тотемом. Его прозвище Чун-хуа («двойной блеск», «двойное цветение») или Чун-мин («двойная ясность», «двойной свет») связано с наличием у Ш. Двух зрачков в каждом глазу (ср. Птицу чунмин), что, возможно, свидетельствует о существовании в древности представления о птичьей ипостаси Ш.

В древних памятниках он часто называется Юй Ш. (юй - «ведающий угодьями» или «ведающий горами и болотами»). В этом эпитете зафиксировано, как предполагается, наиболее древнее представление о Ш. Как охотнике. В стадиально поздних версиях Ш. Представлялся, видимо, земледельцем (на поздних народных картинах он изображается пашущим на слоне), примерно в 6-4 вв. До н. Э. Ш. Приобретает черты идеального в конфуцианском смысле правителя «золотого века» древности.По преданию Ш. Являл собой образец сыновнего благочестия. Со временем Ш. Ушёл из дома и занимался земледелием, рыболовством, а затем гончарным ремеслом. Слух о добродетельном Ш. Дошёл до правителя Яо, и тот вознамерился уступить ему свой престол, но прежде решил испытать Ш., отдав ему в жёны двух своих дочерей.

Сводный брат Ш. - Сян («слон») задумал погубить Ш., чтобы завладеть его красавицами-жёнами и всем имуществом, полученным Ш. От Яо. Отец велел Ш. Починить крышу амбара, а сам поджёг строение, но Ш. Из двух соломенных шляп смастерил крылья и, подобно птице, спустился вниз. Ш. Приписывается усмирение четырёх мифических злодеев (Сы сюн) - Хунь-дуня, Цюн-ци, Тао-у и Тао-те (Ш. Сослал их в отдалённые окраинные земли, повелев им охранять границы от призраков и бесов, нападавших на людей), а также распространение правил почтительного поведения. Только после успешного завершения всех этих деяний Яо уступил престол Ш. Ш. Умер, пробыв на престоле 39 лет. Останки Ш. Похоронили в местности Цанъу на горе, получившей название Цзюишань («гора девяти сомнений»), где люди часто сбивались с пути и где водились двуглавые змеи вэйшэ.б.

Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шунь

ШУНЬ - в китайской мифологии мудрый правитель.. ..

Шунь

(2317—2208 гг. До Р. Хр.) — последний из 5-ти императоров легендарного периода истории Китая. В молодости испытал много несправедливостей от мачехи, но сумел приобрести расположение императора Яо, который и назначил его своим преемником в 2258 г. Отличался большой мудростью.. ..

Шумеро-аккадская Мифология

Мифология народов, населявших в древности долины рек Тигр и Евфрат (Двуречье, Месопотамию, или Междуречье), - шумеров и аккадцев (вавилонян и ассирийцев, языком которых был аккадский).История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. 6-го тыс. До н. Э., а по письменным источникам - с нач. 3-го тыс.Шумерская мифология. Шумерийцы - племена неизвестного происхождения, в кон. 4-го тыс. До н. Э. Освоили долину Ти..

Шунахшепа

(др.-инд. Œunahœépa, букв. - «собачий хвост»), в древнеиндийской мифологии мудрец и знаток жертвоприношений. Однажды царь Харишчандра просил Варуну даровать ему сына, которого он по обету принесёт Варуне в жертву. Когда же сын (по имени Рохита) родился, царь всё время откладывал срок жертвоприношения. Подросши, Рохита скрылся в лесах, где вёл подвижническую жизнь. За невыполнение обета Варуна наслал на царя водянку. Несколько раз Рохита пытался вернуться к отцу, чтобы помочь ему, но Индра не поз..

Шурале

Шюрали, урман и я се, в мифологии казанских татар и башкир (шурали, ярымтык) дух леса, леший. Термин «Ш.», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар представляется в образе волосатого мужчины с рогом на лбу или голой женщины с длинными грудями, закинутыми, как и у албасты, за плечи назад (в обоих обликах имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко - только тремя). У башкир - часто также человекоподоб..

Шушна

(др.-инд. Œúsna, от œus-, «сохнуть», «сушить»), в древнеиндийской мифологии демон засухи, побеждённый Индрой, один из даса или асуров. Ш. Представляли рогатым (РВ I 33, 12) змеем-пожирателем, шипящим (I 54, 5), откладывающим яйца (VIII 40, 10-11). Один из его эпитетов - «вызывающий плохой урожай».(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Шунь Шунь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шунь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шунь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 4 символа