Яма

227

(др.-инд. Yama), в древнеиндийской мифологии владыка царства мёртвых, сын Вивасвата, солярного божества, и Саранью, дочери Тваштара. Изначальное значение имени Я., по-видимому, «близнец», и «Ригведа» содержит гимн-диалог Я. И его сестры-близнеца Ями, в котором Ями предлагает Я. Инцест (кровосмешение), чтобы иметь потомство, но он отказывается, ссылаясь на их кровное родство (РВ Х 10. АВ XVIII 33, 14). Гимн представляет собой вариант архаического близнечного мифа о прародителях человечества (одноименные герои иранской «Авесты» Йима и Йимак женятся и становятся первопредками людей. Ср. Также древнеегипетских Осириса и Исиду, древнегреческих Девкалиона и Пирру и т. П.), тогда как в ведийской трактовке, отражающей сравнительную зрелость этических и религиозных воззрений, инцест отвергается и осуждается.

Место Я. В ведийском пантеоне не вполне определённое. Хотя его имя фигурирует в перечислениях богов, сам он богом нигде не назван, а только «царём мёртвых». Вероятно, вначале Я. Мыслился смертным. Согласно «Ригведе», он был «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других (X 14, 1-2. Ср. АВ XVIII 3, 13), а потому называется «собирателем людей», который готовит «место упокоения» для усопших (РВ Х 14, 9. 18, 13). Его смерть оплакивает Ями (ср. Плачи Нанны о Бальдре в скандинавской «Эдде», Исиды об Осирисе в египетской мифологии), и так как ещё не существовало ночи, а она всё время повторяла. «Только сегодня он умер», боги создают ночь, чтобы даровать ей забвение (Майтр.-самх. I 5, 12). Яма добивается бессмертия в борьбе с богами, которые признают, что «он стал таким, как мы» (Тайтт.-самх.

II 5, 11). При этом Агни, пребывавший в загробном мире, уступает этот мир Я., чтобы самому быть жрецом богов (Тайт.-самх. II 6, 6). Я., ставшего владыкой обители мёртвых, сопровождают в качестве его стражей и вестников два четырёхглазых пса с широкими ноздрями (ср. Четырёх псов у авест. Иимы, др.-греч. Кербера и т. Д.), которые бродят среди людей, высматривая свою добычу (РВ Х 14, 10-12). В ведийские времена Я. Молят о долгой жизни и избавлении от смерти (РВ Х 14, 14. АВ XIX 35, 34 и др.). Труп при погребении кладут головой на юг, где находилось царство Я. Жрецу, совершавшему погребение, приносилась в дар корова, которая бы переправила умершего через реку Вайтарани (ср. Др.-греч. Стикс), отделяющую царство Я. От мира живых.

В эпической и пуранической мифологии представления о царстве Я. Конкретизируются. Я. Живёт в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает на троне, и когда его посланцы приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о всех его делах и поступках на земле. Согласно этому докладу, Я. Выносит решение, и либо душа умершего поселяется в раю предков, либо попадает в одну из адских обителей (число таких обителей колеблется от 3 до 21), либо возрождается на земле в другой телесной оболочке. Будучи не только владыкой, но и судьёй царства мёртвых, Я. Обычно отождествляется с Дхармой, богом справедливости, в этой своей ипостаси Я. Перенимает функции ведийского Варуны, причём его власть простирается не только на мир мёртвых, но и живых.

В то же время в индуистской мифологии иногда как ипостаси Я„ а иногда как его агенты выступают боги Кала («время»), Антака («умерщвляющий») и Мритью («смерть»), символизирующие специфические аспекты божественной активности Я. Изображается Я. Одетым в красное платье, его ездовое животное (вахана) - чёрный буйвол, его оружие - дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела (ср. С Варуной). Различные (и архаические, и более поздние) слои мифа о Я. В известной мере синтезированы в пуранической легенде о том, как Я. Стал царём загробного мира (Мат.-пур. XI 12. Марканд.-пур. CIII 1. CV 1. Вишну-пур. III 2. «Хариванша» IX 32 и др.). Здесь Я., как и в «Ригведе», - сын Вивасвата и Саранью (или Санджни) и имеет сестру Ями и брата Ману.

Саранью покинула Вивасвата, не выдержав его блеска, и детей воспитывала её служанка (или тень) - Саварна (или Чхая). Мачеха дурно обращалась с Я., и тот однажды поднял на неё ногу. За это по проклятию Саварны нога у Я. Должна отпасть. Но Вивасват смягчает проклятие. Нога лишь усыхает, лишившись мяса и сухожилий (переосмысленный мотив смерти Я.), а сам Я., известный своей добродетелью, становится, по слову Вивасвата, локапалой - хранителем юга и царём умерших предков, в то время как его брат Ману - царём людей.П. А. Гринцер. В буддийской мифологии бог смерти, в некоторых аспектах идентичный инд. Яме. По буддийским религиозно-мифологическим представлениям, после смерти существа должны предстать перед Я., который решает, заслуживают ли они рая.

Во многих текстах говорится о нескольких (двух, четырёх) Я. В ваджраяне Я. Нередко перечисляется среди главных дхармапал.л. М.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Яма

в верховье Майманджа, река в Магаданской области РСФСР. Длина 316 км, площадь бассейна 12500 км2. Берёт начало на южных отрогах Майманджинского хребта, впадает несколькими рукавами в залив Переволочный (Ямская губа) Охотского моря. Питание снеговое и дождевое. Нерест лососёвых. В устье — поселок Ямск.. ..

Яма

ЯМА - в ведийской религии, брахманизме, индуизме и буддизме бог смерти, правитель царства мертвых. Представлялся в виде старика с веревочной петлей в руке.. ..

Яма

Там, где сорок ям. Волг. Шутл. Очень далеко, неизвестно где. Глухов 1988, 158.. ..

Яма

(иноск.) - место заключеньяСр. "Попал в яму. Сидит в яме".Ср. Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, тот молодой сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет...Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 3, 10.см. Посадить в яму.см. Прокламация.. ..

Яма

Ж. Или ямина, ямурина и ямовина, ямка, ямочка, яминка. Ямишка. Ямища. Впадина, влумина, лунка, провал, выбоина, всякое углубленье, противопол. Горб, шишка, бугор и пр. Ямины в полу выхожены. Серебряная посуда вся избита, в яминах. Глазные ямины в черепе. Глаза в ямах, впалые, глубокие. Яма в земле, природная, провал. От воды, промоина, росточь, рытвина или овраг. Жилье животного. Логво, логовище (мелкая яма). Нора (трубой). Яма, ямина меж гор, круглый раздол, котел. Тифлис в яме стоит. Долгая ям..

Яма

Ж.1) а) Углубление, вырытое или образовавшееся в земле.б) разг. Впадина.в) разг. Могила.г) перен. Разг. Углубление в твердой поверхности чего-л.2) Специально оборудованное место для хранения чего-л. Сыпучего, жидкого и т.п.3) перен. Место, средоточие низменных интересов, интриг, пороков и т.п.4) перен. Устар. Тюрьма, арестантское помещение (первоначально устраивавшееся в земле, в срубе, в подвальном помещении).. ..

Яма

-ы, ж. 1. Углубление в земле. Вырыть яму. Провалиться в яму. Помойная, выгребная я. Рыть яму каму-н. (перен. Готовить неприятность). Не рой яму другому, сам в неё попадешь (поел.). Вытащить из воспринимаемый, понимаемый. Ясные очертания гор. Я. Звук. Вопрос ясен. Ясное намерение. Мне всё ясно (в знач. Сказ.). Ясное дело. (выражение согласия, подтверждения. Разг.). 5. Логичный, стройный, чёткий. Я. Ум. Ясная мысль. Ясное изложение. 6. Ясно, частица. Да, согласен, понял (разг.). Пойдёшь и передашь..

Яма

Ямы, ж. 1. Углубление, вырытое или образовавшееся в земле. Вырыта заступом яма глубокая. И. Никитин. Картофельная яма (для хранения картофеля). Угольная яма (для жжения древесного угля). Помойная яма. Выгребная яма. 2. Специально оборудованное Место для хранения чего-н. Жидкого или сыпучего (спец.). Нефтяная яма (резервуар для нефти). Угольная яма на корабле. Силосная яма. Ремонтная яма (то же, что смотровой колодец, см. Колодец). 3. Перен. Впадина, низина. Город расположен в яме. 4. Перен. Тюрь..

Яма

Общеслав. Совр. Яма <. *ama в результате появления протетического j. Родственно греч. Amē «лопата, мотыга». Буквально яма — «вырытое, выкопанное лопатой, мотыгой».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Яма

Я́ма диал. Ня́ма – то же, вятск., перм. (Даль), укр., блр. Я́ма, др.-русск., ст.-слав. Ѩма λάκκος (Супр.), болг. Я́ма, сербохорв. Jа̏ма, словен. Jáma, чеш. Jáma, слвц. Jаmа, польск., в.-луж., н.-луж. Jаmа, полаб. Jomó. Праслав. *jаmа, а не *аmа. Считают родственными греч. Ἄμη "лопата, мотыга", δι-αμᾶν "разрывать", ἀμάρα "ров, канава, борозда", ἐξ-αμᾶν "вырывать". См. Остхоф, KZ 23, 86. Сольмсен, Beitr. 194 и сл. Гофман, Gr. Wb. 15. Бернекер I, 444. Семасиологические возражения см. У Лидена (K..

Яма

1 - локальный минимум цен. 2 - часть операционного зала биржи, где брокеры и трейдеры заключают сделки.. ..

Яма

Участок помещения биржи, пол которого находится на более низком уровне, чем пол всего торгового зала. Яма представляет собой место, где членам биржи разрешено заключать биржевые сделки, это место называют тж. Биржевым кольцам, рингам, полом. Вокруг ямы расположены кабинки для брокеров, в которых находятся средства связи. В центре или у края ямы располагается возвышение, на котором сидят служащие биржи, регистрирующие сделки и цены.. ..

Яма

- участок помещения биржи, пол которого находится на более низком уровне, чем пол всего торгового зала. Яма представляет собой место, где членам биржи разрешено заключать биржевые сделки, это место называют тж. Биржевым кольцам, рингам, полом. Вокруг ямы расположены кабинки для брокеров, в которых находятся средства связи. В центре или у края ямы располагается возвышение, на котором сидят служащие биржи, регистрирующие сделки и цены;. ..

Яма

- участок помещения биржи, пол которого находится на более низком уровне, чем пол всего торгового зала. Яма представляет собой место, где членам биржи разрешено заключать биржевые сделки, это место называют т.ж. Биржевым кольцам, рингам, полом. Вокруг ямы расположены кабинки для брокеров, в которых находятся средства связи. В центре или у края ямы располагается возвышение, на котором сидят служащие биржи, регистрирующие сделки и цены.. ..

Яма

См. Кингисепп. ..

Яма

– в ведийской религии, брахманизме, индуизме и буддизме бог смерти.. ..

Яма

Яма, углубление в земле (2Цар 18:17) или оборудованное углубленное место для хранения или размещения чего-н. (см. Колодец, источник см. Водоем. Исх 21:33. Иер 38:6. Мф 12:11). Часто Я. Выкапывали для того, чтобы устроить западню (Пс 7:16. 56:7).. ..

Яма

..

Яма

Сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. Указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Ими. Образ Я. (букв, близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от к-рых происходит человеческий род. Я. Стоит на грани мира богов и мира людей, его мать - богиня Саранью, дочь Тваштара, братья Я. - Ашвины, сводный брат - Ману. В послеведийской ..

Яма

(Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах". Он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном из гимнов о Яме говорится как о первом из людей, который умер, и первом, кто ушел в мир блаженства Дэвачан( Это потому, что есть олицетворение расы, которая была первой, наделенной сознанием (Манасом), без которого нет ни Неба, ни Гадес..

Якши

(др.-инд. Yaksa), в индуистской мифологии полубожественные существа. Отцом Я. Считается либо Пуластья. Либо Брахма, из стопы которого, согласно «Вишну-пуране», они родились одновременно с ракшасами. Однако, в отличие от ракшасов, с которыми они обычно враждуют, Я„ как правило, благожелательны к людям. К ним прилагаются эпитеты «итараджана» - «другие люди» и «пуньяджана» - «чистые люди», впервые встречающиеся в «Атхарваведе» (VIII Ю, 28. XI 9, 24 и др.). Судя по внешнему облику (Я. Изображаются и..

Ям

- сын Аполлона,родоначальник жрецов в Олимпии. Давал предсказания по голосам птиц и шкурам жертвенных животных.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Ямантака

[санскр. Yamântaka, «покончивший с (богом) Ямой»], Ямáри («враг Ямы»), в мифологии ваджраяны один из основных идамов. Я. Упоминается впервые в «Гухьясамаджа-тантре» (3 в.), в «Манджу-шримулакальпе» он связан с бодхисатвой Манджушри. Гневным аспектом которого он в поздней мифологии и считается. (Как и Манджушри, Я. Эманируется от дхьяни-будды Акшобхья.) В «Садханамале» упоминаются разные типы Я. Рактаямари («красный Ямари»), Кришнаямари («чёрный Ямари»), который выступает в четырёх разных формах...

Ямата-но Ороти

(др.-япон. Элемент «я», «восемь», «множество», «мата», видимо, «разветвление», «развилка», «ороти» в тексте «Кодзики» записано фонетически, но в «Нихонги» обозначено идеограммами, означающими «большая змея», в целом - «змей-страшилище восьмихвостый-восьмиголовый»), в японской мифологии ужасное чудовище в мифе о Сусаноо. Встреченные Сусаноо на земле первые люди Асинадзути и Тэнадзути рассказывают богу об Я.-н. О., съевшем их семерых дочерей. Сусаноо просит старика отдать Кусинада-химэ ему в жёны...

Яма

1) главаpь пpеступной гpуппы, 2) опасное место, 3) пpитон, место хpанения, сбыта или пpодажи кpаденого или наpкотиков, 4) тюpьма. ..

Дополнительный поиск Яма Яма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Яма" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 3 символа