Яма
(др.-инд. Yama), в древнеиндийской мифологии владыка царства мёртвых, сын Вивасвата, солярного божества, и Саранью, дочери Тваштара. Изначальное значение имени Я., по-видимому, «близнец», и «Ригведа» содержит гимн-диалог Я. И его сестры-близнеца Ями, в котором Ями предлагает Я. Инцест (кровосмешение), чтобы иметь потомство, но он отказывается, ссылаясь на их кровное родство (РВ Х 10. АВ XVIII 33, 14). Гимн представляет собой вариант архаического близнечного мифа о прародителях человечества (одноименные герои иранской «Авесты» Йима и Йимак женятся и становятся первопредками людей. Ср. Также древнеегипетских Осириса и Исиду, древнегреческих Девкалиона и Пирру и т. П.), тогда как в ведийской трактовке, отражающей сравнительную зрелость этических и религиозных воззрений, инцест отвергается и осуждается.
Место Я. В ведийском пантеоне не вполне определённое. Хотя его имя фигурирует в перечислениях богов, сам он богом нигде не назван, а только «царём мёртвых». Вероятно, вначале Я. Мыслился смертным. Согласно «Ригведе», он был «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других (X 14, 1-2. Ср. АВ XVIII 3, 13), а потому называется «собирателем людей», который готовит «место упокоения» для усопших (РВ Х 14, 9. 18, 13). Его смерть оплакивает Ями (ср. Плачи Нанны о Бальдре в скандинавской «Эдде», Исиды об Осирисе в египетской мифологии), и так как ещё не существовало ночи, а она всё время повторяла. «Только сегодня он умер», боги создают ночь, чтобы даровать ей забвение (Майтр.-самх. I 5, 12). Яма добивается бессмертия в борьбе с богами, которые признают, что «он стал таким, как мы» (Тайтт.-самх.
II 5, 11). При этом Агни, пребывавший в загробном мире, уступает этот мир Я., чтобы самому быть жрецом богов (Тайт.-самх. II 6, 6). Я., ставшего владыкой обители мёртвых, сопровождают в качестве его стражей и вестников два четырёхглазых пса с широкими ноздрями (ср. Четырёх псов у авест. Иимы, др.-греч. Кербера и т. Д.), которые бродят среди людей, высматривая свою добычу (РВ Х 14, 10-12). В ведийские времена Я. Молят о долгой жизни и избавлении от смерти (РВ Х 14, 14. АВ XIX 35, 34 и др.). Труп при погребении кладут головой на юг, где находилось царство Я. Жрецу, совершавшему погребение, приносилась в дар корова, которая бы переправила умершего через реку Вайтарани (ср. Др.-греч. Стикс), отделяющую царство Я. От мира живых.
В эпической и пуранической мифологии представления о царстве Я. Конкретизируются. Я. Живёт в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает на троне, и когда его посланцы приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о всех его делах и поступках на земле. Согласно этому докладу, Я. Выносит решение, и либо душа умершего поселяется в раю предков, либо попадает в одну из адских обителей (число таких обителей колеблется от 3 до 21), либо возрождается на земле в другой телесной оболочке. Будучи не только владыкой, но и судьёй царства мёртвых, Я. Обычно отождествляется с Дхармой, богом справедливости, в этой своей ипостаси Я. Перенимает функции ведийского Варуны, причём его власть простирается не только на мир мёртвых, но и живых.
В то же время в индуистской мифологии иногда как ипостаси Я„ а иногда как его агенты выступают боги Кала («время»), Антака («умерщвляющий») и Мритью («смерть»), символизирующие специфические аспекты божественной активности Я. Изображается Я. Одетым в красное платье, его ездовое животное (вахана) - чёрный буйвол, его оружие - дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела (ср. С Варуной). Различные (и архаические, и более поздние) слои мифа о Я. В известной мере синтезированы в пуранической легенде о том, как Я. Стал царём загробного мира (Мат.-пур. XI 12. Марканд.-пур. CIII 1. CV 1. Вишну-пур. III 2. «Хариванша» IX 32 и др.). Здесь Я., как и в «Ригведе», - сын Вивасвата и Саранью (или Санджни) и имеет сестру Ями и брата Ману.
Саранью покинула Вивасвата, не выдержав его блеска, и детей воспитывала её служанка (или тень) - Саварна (или Чхая). Мачеха дурно обращалась с Я., и тот однажды поднял на неё ногу. За это по проклятию Саварны нога у Я. Должна отпасть. Но Вивасват смягчает проклятие. Нога лишь усыхает, лишившись мяса и сухожилий (переосмысленный мотив смерти Я.), а сам Я., известный своей добродетелью, становится, по слову Вивасвата, локапалой - хранителем юга и царём умерших предков, в то время как его брат Ману - царём людей.П. А. Гринцер. В буддийской мифологии бог смерти, в некоторых аспектах идентичный инд. Яме. По буддийским религиозно-мифологическим представлениям, после смерти существа должны предстать перед Я., который решает, заслуживают ли они рая.
Во многих текстах говорится о нескольких (двух, четырёх) Я. В ваджраяне Я. Нередко перечисляется среди главных дхармапал.л. М.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Яма
На нашем сайте Вы найдете значение "Яма" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яма, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 3 символа